Портал Мусульман Кавказа

Имам Абдулвахаб аш-Шарани

100% нравится
17 марта 2016, 12:00

Имам Абдулвахаб аш-Шарани

Имам Абдулвахаб аш-Шарани родился 27 числа месяца Рамадан 898-го года по Хиджре в городке Калкашандат. Там жил отец его матери. Через сорок дней после рождения он был перевезён в городок Сакия Абу Шара. По названию этого города он и получил имя Аш-Шарани. Когда умер отец, ему не было и десяти лет.

В детском возрасте он выучил Коран наизусть. Тогда же начал изучать шариатские науки. Сначала его обучал отец, после - брат Абдулькадир.

В 910-м году по Хиджре он отправляется в Каир для приобретения знаний. Было ему тогда 12 лет. Хотя мальчик рос без родителей и не имел средств, тем не менее ничто из мирского не отвлекало его от наук и поклонения. Он решил довольствоваться малым, дабы не нуждаться, и благодаря этому ему не пришлось ни перед кем унижаться ради каких-либо благ.

Среди его учителей в Каире были крупнейшие учёные того времени. Наиболее известные из них - Джалалуддин ас-Суюти, Закария аль-Ансари, Шамсуддин ар-Рамли. Закария аль-Ансари, которого считают обновителем религии того века, очень любил его и говорил: «Клянусь Аллахом, я бы хотел разом влить в тебя все знания, которыми обладаю».

Аш-Шарани пишет в одной из своих книг, что одним из благ, которым Всевышний облагодетельствовал его, является то, что его учителя покинули этот мир, будучи довольными им. И это воистину великое благо, так как в довольстве этих великих учёных заключается довольство Аллаха.

Вскоре Аш-Шарани стал одним из самых авторитетных учёных исламского мира. Он преуспел во многих науках и стал признанным корифеем в различных областях.

Он глубоко изучил фикх четырёх мазхабов - с целью согласовывать свои деяния, по возможности, с решениями всех их. Он настолько хорошо разбирался в фикхе, что написал труды, где обобщил решения по четырём мазхабам и привёл доводы каждого из них. Он так же прекрасно разбирался в науке тафсир, хадисах, суфизме, истории, грамматике, медицине, химии и многих других.

Он написал множество книг в различных областях наук. По некоторым сведениям, число написанных им трудов - более трёхсот. Многие из них состояли из нескольких томов. Некоторые его книги вообще не имели до этого аналогов, что говорит о величии личности Аш-Шарани. Не все они дошли до наших дней, но и те, что сегодня можно найти, впечатляют.

Так, в книге «Анвар аль-кудусия фи марифати каваиди с-суфияти» Аш-Шарани рассказывает об убеждениях суфиев, о цепочке шейхов, через которых он перенял учение суфиев, а также о нормах и правилах, которые должны соблюдать вступившие на путь познания Аллаха. Ещё книги «Аль-Мизан аль-кубра», «Латаиф л-минан».

С малых лет Аш-Шарани вёл аскетичный образ жизни и сторонился всего запретного и сомнительного. Лишь приобретение знаний и поклонение Аллаху интересовало его.

В Каире, куда Аш-Шарани приехал в поисках знаний, он находился при аль-Азхаре. Изучал науки, учил наизусть тексты книг. Однажды он решил выучить одну из книг по фикху шафиитского мазхаба. Когда учить осталось совсем немного, он встретил известного праведника Ахмада аль-Бахлула, который сказал ему остановиться на этом разделе - и назвал раздел, до которого Аш-Шарани дошёл. После, как Аш-Шарани ни старался, никак не удавалось запомнить оставшуюся часть книги.

Через некоторое время он опять встретил Ахмада аль-Бахлула, и тот сказал: «Знаний, которые ты приобрёл, достаточно для тебя, обратись к Аллаху!»

Аш-Шарани решил посоветоваться со своими учителями, и они сказали, что прежде надо закончить образование.

Прошло ещё какое-то время, и Аш-Шарани опять повстречал Ахмада аль-Бахлула, и тот сказал: «Если хочешь, чтобы твоё сердце оживилось жизнью, после которой уже не будет смерти, оставь творения и отдались от своих страстей и желаний».

Аш-Шарани снова посоветовался со своими учителями, и те порекомендовали ему поселиться в мечети «аль-Гумария», где у него была бы возможность изучать науки и заниматься поклонением. Аш-Шарани поселился в этой мечети.

Имам мечети и его родня приняли молодого человека радушно и старались помогать. Здесь Аш-Шарани полностью отдался поклонению и изучению наук. Годами он не ложился в постель. В его комнатке с потолка свисала верёвка, и он обвязывался ею, дабы не упасть; спал сидя, урывками. Ел раз в несколько дней и довольствовался очень малым. Люди, видя его праведность, приносили ему ценные подарки, но ничего из мирского его не заботило. Он или отвергал эти подарки, или оставлял их во дворе мечети и их подбирали дети и нищие.

Однажды к нему зашёл шейх Ахмад аль-Бахлул и спросил, женат ли он. Аш-Шарани ответил, что нет. «Почему?» - спросил шейх. На это парень ответил, что у него нет средств для махра. Шейх попросил его подать руку. Аш-Шарани протянул руку, шейх пожал её и сказал: «Я женил тебя на Зайнаб, дочери Халил аль-Касаби, и взял с тебя махр в размере тридцати динаров, а её братьев я отправил тебе в услужение и отдал вам дом. Теперь скажи: «Я принял»». Аш-Шарани сказал так, и шейх покинул его.

Прошло немного времени, и он опять услышал стук в дверь. «Кто стучится?» - спросил Аш-Шарани. «Это Халил аль-Касаби», - услышал он в ответ. Войдя, Халил сказал: «Я хочу породниться с тобой и выдать за тебя свою дочь». - «Но я бедный человек и у меня нет имущества, достаточного для махра». Этот разговор невольно услышал находившийся неподалёку какой-то человек и сказал: «У меня имеется 30 динаров, и я вношу их в качестве махра за него». Халил аль-Касаби принял махр и добавил: «Я дарю вам также дом, а у твоей жены имеются три брата, и я посылаю их к тебе в услужение, чтобы они обучались знаниям».

Аш-Шарани провёл в мечети «аль-Гумария» 17 лет, а потом переехал в медресе УМ Хаванд и прожил там около 7 лет.

Аш-Шарани понимал, что, несмотря на все усилия, он не в состоянии достичь уровня приближённых рабов Аллаха без наставника. Он обошёл многих суфийских учителей его времени, но не получил ожидаемого от большинства из них.

И вот, наконец, он встречает шейха Али аль-Хаваса. Аш-Шарани понимает, что это и есть тот человек, которого он искал и который может научить его искреннему служению Аллаху.

Аш-Шарани написал удивительные книги. У того, кто их прочитает, увеличится любовь к Аллаху и стремление к искреннему поклонению.

Имам Аш-Шарани покинул этот мир 12 числа месяца Джумаду ль-Ула 973 года по Хиджре, после трёх месяцев болезни.

 

Просмотров: 180

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх