Вторая причина, которая не пускает людей в мечеть – высокомерие. Человек, достигший высокого статуса по службе в администрации, госслужбе, армии, полиции, в душе понимает, что необходимо пойти в мечеть и преклониться перед Всевышним Аллахом. Но его статус порой мешает. Бытует шутка о полковнике, который думает, что в могилу тоже в погонах ляжет, и что они или его «корочка» там помогут. Там не поможет ничего.
В одной из историй сообщается, что Абу Джахль, ярый противник Пророка, мир ему и благословения, разговаривая о нем своим племянником, сказал: «Мы всегда соперничали с Бану Хашим, т.е. с кланом Мухаммада, и всегда были с ними наравне и не уступали им ни в чем. Но теперь они заявляют, что из их рода вышел пророк. А мы что сможем им противопоставить?! Поэтому мы за ним не следуем». Так образом мы видим, что в том числе высокомерие не позволило Абу Джахлю стать мусульманином.
Шайтан также является преградой на пути к Аллаху Тагаля. Необходимо быть осведомленным с его кознями: он отвлекает, уводит, вводит в соблазны и заблуждения, искажает истину. Он может поселить в человеке сомнение, чтобы отдалить его от Всевышнего Аллаха.
Порой у человека слишком много в голове информации: он читал различные книги по философии, изучал различные религии, у него много гипотез, он смотрит тематические видеоролики о происхождении человека, о природе, о физике, астрономии. У него в голове винегрет из информации. И когда ему простыми словами объясняешь концепцию «Ля Иляха Иллялах…», у него начинаются разного рода сомнения: он рассуждает про инопланетян, про какие-то цивилизации, вспоминает теорию какого-то историка, физика или философа. А ведь Ислам религия простая, очень простая. Но все это мешает ему прийти к Господу миров.
Даже у обычных мусульман в голове много недостоверной информации, сомнений: «В Исламе притесняют женщину, в Исламе многоженство, в Исламе джихад-терроризм, в Исламе имамы все заевшиеся…» В таких случаях следует напомнить: «Брат, когда предстанешь перед Всевышним, ты не будешь отвечать за грехи и ошибки этих имамов или других людей. Ты будешь отвечать сам за себя». Важно самому просвещаться, знать свою религию и человеку эти сомнения развеять.
Но самый лучший дагват, самый лучший призыв – это твой личный пример. Ты как мужчина, как семьянин, искренне и без показухи содержащий, воспитывающий, оберегающий свою семью, уже можешь быть символом Ислама и дагвата, без лишних слов. Люди будут на вас смотреть и говорить: «Смотрите, какая хорошая семья мусульман».
Следующее препятствие на пути к Аллаху это «тулюль амаль» – большие или долгосрочные надежды, когда человек откладывает поклонение на потом. Порой спрашиваешь этнического мусульманина: «Когда на намаз встанешь? Пойдем, дорогой, в мечеть, на Джума». Но он говорит: «На пенсию выйду, тюбетейку надену и тогда буду в мечеть ходить». Женщины говорят: «На пенсии платок надену, буду намаз читать, буду учиться». За 20 лет моего имамства из тех, кто давал такие обещания, только один-два человека встали на намаз. Остальные живут как прежде, а им уже по 70–80 лет. При встрече они просто опускают глаза, но так и не идут в мечеть.
Проблема в том, что чем старше человек, тем больше он грешит: халяль не ест, выпивает, без конца смотрит телевизор, и сердце его конце концов сердце начинает глохнуть, становится не восприимчивым к призыву имама. Сказывается то, что 50–70 лет он не поклонялся Аллаху, ел харам, смотрел харам, слушал харам. Печальна бывает участь таких людей. Но мы не должны в этих людях разочаровываться. Потому что Всевышний Аллах может их сердца развернуть в одно мгновение и направить на истинный путь. Мешает «тууль амаль» – откладывание и лживая надежда, что «Я еще успею, Иншаалла, прийти в мечеть, но пока я еще поработаю, детей надо поднять». Человек либо не успевает – умирает, либо доходит до пенсионного возраста, и говорит: «Надо внуков нянчить, надо для внуков еще постараться». Так он и не может приблизиться к Господу миров, к сожалению, так и живет обманчивыми надеждами, что завтра, когда-нибудь начнет поклоняться. Надо решаться и прямо сейчас начинать, не откладывая на потом. И мы должны в этом поспособствовать. Если у вас есть такой близкий, который надеется в будущем встать на намаз, приводите его в мечеть, на Джума, покажите, что ничего страшного в этом нет.
Я расскажу историю со своим отцом. Альхамдулиллях, в нашей семье мы со старшим братом первыми стали совершать намаз. Отец, по милости Аллаха, был очень уважаемым человеком. Еще когда я учился в школе и ничего не знал про намаз, он уже держал пост. Папа помогал, когда я уехал получать религиозные знания в Узбекистан, в Тунис, поддерживал, пусть Аллах простит его грехи и окажет ему милость. Он работал днями и ночами, чтобы обеспечивать мне учебу, но на намаз пока не вставал.
Однажды отца пришел навестить один наш общий знакомый его возраста, который переодически брал у меня уроки Корана. Он и предложил отцу:
– Время намаза, давай намаз читать.
А он говорит:
– Я еще намаз не читаю.
– Как ты не читаешь намаз, ты же отец имама! Давай вставай!
И отец встал. И до самой смерти намаз не оставлял. И всегда с благодарностью вспоминал этот день, и так благодарил этого нашего друга. Я не мог ему так категорически сказать (потому что я младший сын), а его ровесник раз, и сказал.
Откладывать нельзя. Иногда человеку нужен один толчок, и мы можем стать причиной этого толчка. Конечно, без притеснения и унижения.
Последняя из помех на пути к Аллаху, которые мы перечисляли – общественное мнение. Порой, человек стесняется совершать намаз и быть религиозным, он думает: «Я 30–40 лет был коммунистом, партработником, а теперь начну в мечеть ходить? Как-то неудобно перед людьми…» Другой всю жизнь грешил, и все вокруг в его поселении знали об этом. И когда он приходит в мечеть, некоторые прихожане могут смотреть на него осуждающе (хотя многие, Альхамдулиллях, с пониманием). Некоторые могут говорить: «Вот он гулял, воровал 20 лет, а теперь встал на намаз и теперь такой чистый что ли?». И из-за страха осуждения люди не встают на намаз, не идут в мечеть.
В таком случае необходимо самому искренне обратиться к Аллаху Тагаля и постараться поддержать человека: ведь не важно, что думают и говорят осуждающие. Перед Аллахом все равно встанешь один. Решайся и делай шаг вперед.
Шарыпов Закир