В западной публицистике все чаще звучат голоса тех, кто считает, что базовые нравственные ценности ислама несовместимы с социально-политическими и экономическими устоями современного западного мира. При этом забывают, что вся современная цивилизация строится на базовых принципах авраамических религий, к которым принадлежит и ислам. Тем не менее в Европе говорят уже о том, что мусульманские общины Запада способны нарушить социальный баланс в западных странах. Появился и специальный термин – «столкновение цивилизаций».
Однако современному мусульманину, мирно живущему в любой стране западного мира в обществе секулярного характера, трудно воспринять идею такого цивилизационного столкновения.
Для мусульман России такая точка зрения вообще смехотворна, так как российские мусульмане – это неотъемлемая историческая составная российской государственности. Да и сама российская государственность на самых ранних этапах своего формирования создавалась при активном участии мусульманской созидательности, нравственности и общественных воззрений.
Для любого мусульманина очевидно, что западной цивилизации следует говорить не о цивилизационном столкновении с исламом, а воспринимать ислам как Божественное Благословение и фактическое спасение для западного мира.
На самом деле мусульмане знают, что Ислам — это естественная религия для всего человечества, которая существовала со времен возникновения этого мира и говорила в сердце каждого мужчины и женщины, где бы они ни жили.
Отчего же тогда возникла проблема растущих опасений в западных обществах по поводу того, что Ислам якобы несет в себе угрозу их образу жизни?
По мере развития экономического кризиса в ведущих капиталистических странах, понижается уровень жизни людей, они уже не могут себе позволить многое из того, что с видимой легкостью доставалось им в «тучные» годы. Естественно, начинается поиск причин или виновников ухудшения экономической ситуации. К сожалению, нередко виновными в экономических бедах капиталистических стран совершенно несправедливо объявляются мусульманские общины.
Возьмем к примеру Швейцарию. Несколько лет назад там состоялось всенародное голосование на референдуме по вопросу запрещения строительства минаретов в этой стране. На момент проведения референдума во всей Швейцарии существовало всего четыре минарета, которые вряд могли представить угрозу для образа жизни населения этой страны.
Тем не менее ультранационалистическим партиям Швейцарии удалось убедить простых жителей страны в том, что во всех их трудностях каким-то образом повинен ислам, и если так будет продолжаться, то это будет угрожать самому существованию Швейцарии.
Логика этих политиков была элементарной. Швейцария известна своими сверхточными часами, вкусным и качественным шоколадом и надежной банковской системой.
Швейцария всегда сохраняла свой нейтралитет, а ее граждане славятся четкостью, спокойствием и трудолюбием. Вообразите их озабоченность, когда им агрессивно внушают, что мусульмане, в больших количествах прибывающие в их страну, не владеют языками, на которых говорят в Швейцарии, и в большинстве своем подолгу остаются безработными, а их содержание ложится на бюджет страны, т.е. на рядовых граждан – налогоплательщиков.
В результате, правые партии эффективно использовали подобную риторику и сумели убедить население в том, что ислам угрожает их спокойному и устоявшемуся образу жизни.
Если быть честными до конца, то следует признать, что у Швейцарии действительно есть проблема иммиграции, в том числе и массовой иммиграции из стран Балканского полуострова и Восточной Европы, в которой большую часть составляют как раз не мусульмане. Очевидно, что решать надо именно проблему иммиграции в целом, но это не имеет никакого отношения к решению так называемого «исламского вопроса».
Подобным же образом, во Франции и Германии значительные слои населения имеют родителей, родившихся за пределами этих стран, и перед ними остро стоит проблема социальной интеграции. Большое число молодых людей – детей иммигрантов в этих странах ощущают себя отверженными теми обществами, в которых они живут.
Живя в общинах, где языком общения является преимущественно арабский или турецкий, они в поисках своей идентичности естественным образом обращают свои взоры к странам, откуда родом их родители. Зачастую эти реальные и годами не решающиеся социальные проблемы интеграции в общество, адаптации и идентификации выливаются в уличные беспорядки.
Опять же, и это необходимо подчеркнуть, решения требуют реальные социальные проблемы. Ислам и в этом, как и во многих других случаях, не является проблемой.
В действительности, как раз наоборот: нравственные ценности Ислама, как раз и являются теми ценностями, по которым истосковалось большинство простых жителей Европы.
Мне приходилось вечером гулять по центральным улицам Лондона, и я был поражен большому количеству людных пабов и подобных заведений со столиками, вынесенными прямо на тротуары, за которыми юноши и девушки сидели с бокалами пива или каких-то других более крепких напитков. Некоторые были уже изрядно пьяны. Не хотел бы я, чтобы мои дети находились в подобном состоянии. Сомневаюсь, чтобы и родители этих молодых людей были в восторге от поведения своих чад.
Никогда и нигде не слышал, чтобы так называемые «западные» ценности включали в себя неограниченное употребление спиртного и пьянство молодежи. Насколько мне известно, традиционная западая мораль предусматривает именно то, к чему призывает своих верующих ислам – честность, справедливость, добропорядочность, уважение к закону, почитание старших, уважительное отношение к женщине, почитание семейных ценностей превыше всего. Кстати, а не было ли всегда одним из важнейших устоев западной цивилизации уважительное отношение к представителям различных религий?
Как же так получилось, что на Западе о мусульманах сложилось мнение, будто мусульманские ценности могут угрожать образу жизни населения западных стран?
Такое мнение складывалось постепенно из-за поведения отдельных экстремистски настроенных мусульман. К сожалению, и среди российских мусульман можно порой услышать громогласные заявления о необходимости противостояния «кафирскому» обществу или что-либо подобное. Не настала ли пора самим мусульманам пресекать подобные заявления в собственной среде? Ведь мусульмане России живут в государстве, которое создавалось и усилиями многих поколений мусульман. Да, Россия пережила жуткие годы воинствующего и агрессивного атеизма, но ведь это распространялось на представителей всех религий. Большевики уничтожали православных священников с той же жестокостью, что и мусульманских религиозных деятелей. В современной России никто не преследует мусульман только за то, что они исповедуют свою религию.
Возвращаясь к мусульманам, проживающим на Западе, наверное, можно сказать то же самое: радикализм и экстремизм – это тупиковый путь. Нельзя призывать к ненависти к стране, в которую приехали твои предки и в которой ты родился и вырос. Тем более, что демократические институты Запада дают возможность воздействия на социальные процессы через политические инструменты. Именно из-за радикализма отдельных представителей мусульманских общин в Западных странах экстремистские действия террористов попадают в заголовки новостей, в которых очерняются все мусульмане без исключения. Чтобы преодолеть такую несправедливость, самим мусульманам надо осмотреться вокруг и начать с открытым порицанием выступать против своих собратьев, вставших на путь экстремизма и терроризма. Это необходимо и для того, чтобы отстоять гуманистическую сущность ислама, миролюбие подавляющей массы мусульман, которые сами в первую очередь страдают от действий тех, кто, прикрываясь лозунгами ислама, осуществляют убийства ни в чем неповинных людей.
Моральные и нравственные ценности, присущие Исламу, способны принести мир и благополучие в любую страну и в любое общество. Ислам, как религия мира, не может нести угрозу ни одной стране мира.
В современном мире предстоит еще очень много сделать для интеграции различных культурных традиций в различные общественные структуры. Безусловно, строительство новой мечети в европейском городе с мусульманским населением имеет огромное значение, но не меньшее значение имеет, например, обучение мусульманской молодежи востребованным профессиям. Вероятно, и сами мусульманские общины могут играть более активную роль в работе с молодежью и уделять больше внимания интеграции молодежи в социальные структуры страны проживания.
Любые социальные и политические проблемы решаются успешно при наличии доброй воли всех заинтересованных сторон. Самое главное, что Ислам может много позитивного предложить современному западному миру. И рассматривать эту тему надо не в парадигме «Ислам и Запад», а в применении к уже сложившейся ситуации, т.е. — «Ислам на Западе». Социальные ценности Ислама – это именно то, к чему стремятся многие простые люди на Западе, главное – уметь правильно позиционировать эти ценности и доводить их до широкой общественности.
Вместо того, чтобы рассматриваться как угроза, Ислам должен быть тем, что он есть на самом деле – тонкая, добрая, отзывчивая и притягательная религия, способная стать украшением любого общественного устройства, а добропорядочный мусульманин – это достойный гражданин, приносящий пользу обществу. Настанет наконец час, когда люди вместо того, чтобы внимать антиисламской пропаганде, смогут увидеть и услышать настоящего мусульманина – смиренного перед Всевышним Аллахом, добропорядочного семьянина и добросовестного труженика, умеющего жить в мире и согласии с представителями других религий. И люди услышат мусульман, когда они увидят, какой позитивный вклад мусульмане несут обществу.
Иса Мусаев