Портал Мусульман Кавказа

Сунна

0% нравится
07 ноября 2015, 14:21

Сунна

Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права. Арабское слово сунна означает «образ», «дорога», «жизненный путь».

В Шариате слово сунна имеет различные определения. В законоведении (фикх) Сунной называются предписания, не обязательные для выполнения, а только желательные. Это совокупность преданий обо всех словах и поступках, которые Пророк (мир ему и благословение) совершал сам или одобрял, а также его нравственные и внешние качества, которыми он отличался.

Сунна Пророка (мир ему и благословение) дошла до нас в хадисах, которые на более позднем этапе были собраны в своды. Благодаря этому учёным удаётся проследить во всех деталях пророческую деятельность Мухаммада (мир ему и благословение) и становления мусульманского права, выяснить обстоятельства ниспослания аятов, а также воссоздать верный образ доисламского и раннеисламского обществ Аравии.

Важность Сунны во многом обусловлена тем, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сам тщательно соблюдал ниспосланные Аллахом предписания. Он не ставил себя выше Закона и явил собой образец для подражания во всем.

Проанализировав эволюцию общественно-политических и религиозных взглядов Пророка (мир ему и благословение), учёные вывели основные принципы Шариата, позволяющие находить баланс между законами религиозного учения и развитием общества. Шариату свойственна универсальность и гибкость, благодаря чему истинные мусульманские учёные имеют возможность адекватно реагировать на вызовы времени, принимая в расчёт достижения цивилизации.

Значение Сунны для понимания Корана.

Смысл некоторых коранических аятов, касающихся основных вопросов мусульманского вероучения, морали и права, доступен и понятен каждому, кто хорошо знает арабский язык. Однако множество аятов нуждаются в разъяснении и конкретизации, и важнейшим источником для правильного понимания Корана является Сунна. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, я оставляю вам то, с чем вы не впадёте в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это — Писание Аллаха и моя Сунна». Учёные приложили массу стараний для сохранения комментариев Пророка (мир ему и благословение) к аятам, поскольку без них Коран было бы трудно истолковать.

Одни хадисы совпадают по смыслу с аятами Корана и подтверждают их, а другие – объясняют и дополняют Коран. Разъяснения Пророка (мир ему и благословение) содержат указания на одно или несколько возможных толкований аята, устанавливают качественные или количественные характеристики предписаний. Например, когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в не­справедливость, пребывают в безопасности и следуют прямым путём» (сура «Аль-Анам», аят 82), сподвижники поняли под несправедливостью любой недобрый поступок. Они решили, что если человек хоть иногда совершает проступки и грехи, то его нельзя причислить к тем, кто следует прямым путём. Это сильно опечалило их, но Пророк (мир ему и благословение) разъяснил, что под несправедливостью здесь подразумевается многобожие и приобщение Аллаху сотоварищей. При этом он сослался на другой аят: «Многобожие — великая несправедливость» (сура «Лукман», аят 13).

Пророк (мир ему и благословение) показывал, как следует выполнять повеления Аллаха, касающиеся совершения намаза, паломничества и прочих обрядов, поскольку в Коране все эти повеления изложены сжато.

Одна из важнейших функций Сунны — удержание мусульман от крайностей, излишеств и заблуждений, причиной которых может стать неправильное истолкование Священного Корана. В Писании Аллаха сообщается, что Ислам — религия умеренности. Это прямой путь между двумя крайностями: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура «Ан-Ниса», аят 143). Это значит, что только умеренный во взглядах, избегающий крайностей мусульманин является справедливым.

В другом месте подчёркивается, что мусульманин должен избегать чрезмерности даже в поклонении и служении Всевышнему: «Не проявляйте чрезмерности, переходя границы в вашей религии» (сура «Ан-Ниса», аят 171). А в достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь чрезмерности, потому что именно чрезмерность погубила ваших предшественников». Это объясняется тем, что если человек проявляет излишнее усердие в одном, то неизбежно делает упущения в чём-то другом.

В этой связи практика Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является превосходным примером того, как мусульманин должен совмещать служение Аллаху с выполнением семейных, общественных и прочих обязанностей. Сунна изобилует хадисами о том, как Пророк (мир ему и благословение) разъяснял людям пагубность чрезмерности и излишества в одежде, еде, праздных развлечениях и даже в поклонении Аллаху и в призыве к добрым делам.

Однажды видный сподвижник Салман аль-Фариси пришёл навестить Абу ад-Дарду. Увидев его жену в изношенной одежде, он спросил: «Что с тобой?». Она ответила: «Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в этом мире». Когда Абу ад-Дарда принёс ему угощение, Салман сказал: «Поешь». Тот ответил: «Я держу пост». Салман сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!». Он прервал пост и поел, а Салман решил остаться у них на ночь. Посреди ночи Абу ад-Дарда хотел встать на намаз, но Салман сказал ему: «Спи». Через некоторое время он снова захотел встать, и Салман снова сказал: «Спи». А в конце ночи Салман сказал: «Теперь вставай», — и они вместе помолились. Потом Салман сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у твоего тела есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом должное!». Когда Абу ад-Дарда рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение), тот сказал: «Салман прав».

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) услышал, что некоторые люди изъявили желание непрерывно поститься, молиться всю ночь и отказаться от семейной жизни, он запретил им поступать так и сказал: «Не относится к нам тот, кто отказывается от моей Сунны».

Изучение Сунны и следование ей помогает мусульманам занять достойное место в любом обществе, независимо от его устоев и культурных особенностей. Взвешенный, объективный подход к пониманию Корана и мусульманской традиции позволяет наладить диалог со всеми социальными группами и религиозными конфессиями, эффективно реализовывать свои возможности, способствовать укреплению и развитию того общества, в котором они проживают.

Просмотров: 291

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх