Портал Мусульман Кавказа

Дела оцениваются по намерениям

0% нравится
25 ноября 2015, 10:09

Дела оцениваются по намерениям

Во всех делах, поступках и словах мусульманин должен стараться получить вознаграждение от Создателя. Для этого, конечно, надо знать: что собой представляет намерение, и какое место в поступках оно занимает?

Говоря о намерении, хочется рассказать историю двух братьев, живших в одном доме и совсем непохожих друг на друга: один – на первом этаже, другой – на втором. Живущий на первом этаже был очень праведным человеком, совершающий много богоугодных дел, но однажды сатана внушил ему: «Тебе осталось ещё жить… двадцать лет. Посмотри на брата, который живёт этажом выше тебя. Он живёт себе, как душа пожелает, следуя прихотям своего нафса (эго). Может, из 20-ти оставшихся лет, ты 10 проведёшь вместе с ним, а в оставшиеся 10 – раскаешься?» Идея, навеянная иблисом, пришлась по душе религиозно практичному брату, и он решил подняться к грешному брату.

На втором этаже картина была абсолютно противоположная. Брат всю жизнь провёл в грехе и поняв, что дальше так жить ему нельзя, что время пришло раскаяться – решил спуститься на первый этаж к праведному брату. Споткнувшись на лестнице, упал прямо на брата, который поднимался на второй этаж. В итоге, грешник-брат, из-за намерения покаяться, попадает в Рай, а другой брат – в ад, из-за намерения совершать греховное. Как печально!

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям. Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести…». В Исламе этот хадис занимает одно из стержневых мест. Ведь сколько людей совершают добро, но из-за неправильного намерения… лишаются вознаграждения!

Имам Ахмад и имам Шафи оценивают хадис, где говорится о намерении, так: он заключает в себе треть знания, и объясняют это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством сердца, языка и различных частей тела. Итак, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх упомянутых частей.

Любое полезное, благое дело становится поклонением – благодаря доброму намерению и стремлению снискать довольство Аллаха. Приводя хадисы Пророка (мир ему и благословение), связанные с намерением, надо знать и следующий хадис: «Я расскажу кое-что, и вы хорошенько усвойте это: люди, будучи в этом мире, пребывают в четырёх состояниях: одному рабу Аллах даёт знание и богатство, и он, боясь ответственности перед Всевышним за это благо, жертвует их на пользу религии и заботится о родственниках. Он знает, что это богатство принадлежит Аллаху. Это – самое лучшее состояние. А у другого всего этого нет, но есть знание, которое дал Аллах. Он, смотря на первого, думает: ах, если бы у меня было столько богатства, чтобы расходовать его на пути Аллаха! Из-за такого хорошего намерения он тоже получает вознаграждение. А третий имеет богатство, но… не получил знания. Он, находясь в невежестве, использует его для удовлетворения низких желаний. Он и не думает расходовать богатство на пути Аллаха и не заботится о родственниках, даже не думает, что богатство принадлежит Аллаху. У этого человека – самое униженное состояние. И четвёртый – у которого нет богатства и знания. Смотря на третьего, он говорит: «Если бы я владел богатством, то сделал бы такое-то… Ему будут записаны грехи в той же мере, как и тому, на чьём месте он желает быть» (Тирмизи, Ахмад, Ибн Маджа).

Действительно, как просто из-за намерения человек попадает под категории хороших и плохих людей! Особенно на такого рода хадисы необходимо внимание обратить нашей молодёжи, потому что с детства всем надо стараться выбирать намерения ко всему доброму, и это станет для всех нас традицией!

Алибег Магомедвасов

Просмотров: 247

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх