Портал Мусульман Кавказа

Нуруддин Махмуд бин Имадудин бин Ак Сункар Занки

100% нравится
26 апреля 2016, 09:42

Нуруддин Махмуд бин Имадудин бин Ак Сункар Занки

Нуруддин Махмуд бин Имадудин бин Ак Сункар Занки родился в месяце Шаввал 521-го года по Хиджре.

Его отец Имадудин Занки был храбрым воином и умелым предводителем, и в 521-м году по Хиджре сельджукский султан назначил его правителем Мосула. В это время под властью крестоносцев находились Иерусалим и другие города исламского мира. В планах крестоносцев было завоевание Сирии.

Исламский мир, несмотря на опасность, которая ему грозила, находился в раздробленности, и правители были заняты междоусобными распрями. Зачастую они вступали в союз с крестоносцами против своих же единоверцев. Имадудин, видя, сколь плачевна ситуация, решил возглавить борьбу против захватчиков, но прежде ему нужно было объединить мусульман. Большими усилиями за нескольких лет ему удалось подчинить себе большую часть Сирии, и теперь он мог противостоять крестоносцам. В 539-м году по Хиджре ему удалось взять столицу первого государства, основанного крестоносцами: Эдессу. Победы Имадудина придали мусульманам уверенность и надежду на скорое освобождение святых земель. Но в 541-м году по Хиджре Имадудин был убит последователем секты батинитов во время военного похода.

После его смерти государство Имадудина разделилось на две части: одной частью со столицей в Алеппо правил Нуруддин Занки, а другой со столицей в Мосуле правил его брат Саидудин.

Как и отец, Нуруддин поставил целью своей жизни освобождение святого города и других мусульманских городов.

Нуруддин с юных лет участвовал в военных походах отца, был искусным воином и обладал всеми качествами предводителя. Он был справедлив, вёл благочестивый образ жизни, сторонился всего запретного, разбирался в науках и прилагал большие усилия для установления справедливости в своём государстве.

Известный историк Ибн Асир пишет: «Я изучил жизнеописания правителей и не нашёл после четырёх праведных халифов и Умара бин Абдул-Азиза правителя с более прекрасными качествами, чем справедливый правитель Нуруддин Занки».

Ибн Касир пишет: «Никогда от него не слышали непристойного слова: ни когда он гневался, ни когда был доволен. Он был степенен и молчалив. И в его обществе не было иных разговоров, кроме обсуждения вопросов религии или джихада».

Как и его отец, понимая, что без укрепления государства и объединения мусульман невозможно будет справиться с внешней угрозой, он начал прилагать усилия для объединения единоверцев. За время своего правления ему удалось полностью объединить под своим началом Сирию. Правители Дамаска вели предательскую политику и заключили договор с крестоносцами против Нуруддина. Некоторое время Дамаск даже платил дань крестоносцам. Жители Дамаска, недовольные такой предательской политикой, подняли восстание и способствовали переходу Дамаска под власть Нуруддина.

Крупным достижением Нуруддина было то, что он смог присоединить к своему государству Египет и покончить с фатимидами. Секта фатимидов в течение веков правила обширными территориями северной Африки, и какое-то время под её властью находились даже священные города Мекка и Медина.

Он лично участвовал во многих битвах и часто просил Аллаха  даровать ему смерть шахида на поле битвы, но он умер в постели после долгих лет, проведённых в военных походах и битвах.

Нуруддин Занки с юных лет проявлял интерес к знаниям и придавал большое значение изучению наук. Хотя вся его жизнь прошла в сражениях, тем не менее он глубоко изучил науки Шариата и был хорошим знатоком хадисов. На его собраниях всегда присутствовали суфийские шейхи и учёные Шариата. Он относился к ним с большим почтением и всегда прислушивался к их советам. Нуруддин считал, что почтение, которое он оказывает по отношению к суфиям и учёным, является предпосылкой его успехов.

Историки пишут, что в его присутствии никто из правителей не смел сидеть. Но когда к нему заходил шейх или учёный, он вставал и самолично встречал его, усаживал рядом с собой и проявлял всяческое почтение.

Нуруддин расходовал большие средства на учёных и суфиев, и, если кто-либо проявлял недовольство этим, он говорил: «Как же я перестану делать это, ведь это войско Аллаха  и благодаря их мольбам мы побеждаем врагов».

Ибн Касир пишет в книге «Бидаяту ва нихая»: «Рядом с ним часто присутствовали учёные и суфии, и он оказывал им всяческое уважение и почтение. Он очень любил праведников…».

Несмотря на то, что Нуруддину Занки приходилось вести войны и обустраивать свои владения, тем не менее он находил время для усердного поклонения. Передают, что обычно после ночного намаза он ложился спать, а потом просыпался в полночь и до рассвета поклонялся Аллаху . После утреннего намаза он занимался делами государства. Но и днём, несмотря на занятость, он находил время для поклонения.

Даже враги признавали, что секретом его побед является его праведность. Ибн Касир пишет, что, когда некоторые суфии посетили Иерусалим с целью зиярата, они слышали, как крестоносцы говорили: «У Нуруддина сокровенная связь с Богом. Он одерживает победы над нами не благодаря военному преимуществу. Он одерживает победы благодаря своим мольбам и ночным молитвам. Он простаивает ночи в молитве, взывает к Богу с молитвами, и Господь отвечает на его мольбы, потому он и побеждает».

Перед одним сражением, которое произошло в 559-м году по Хиджре и известно как битва при Хариме с намного превосходящими силами противника, Нуруддин слез с коня, упал ниц и обратился с мольбой к Аллаху . И Всевышний даровал ему победу. Более десяти тысяч крестоносцев погибло в этом сражении и почти столько же было взято в плен. В своей мольбе Нуруддин обратился к Аллаху  с такими словами: «О Аллах , прошу Тебя, чтобы Ты оказал помощь Своей религии, а не Махмуду. Кто такой этот собака Махмуд, чтобы ему была оказана помощь». Об этой мольбе Нуруддина не знал никто, кроме него, но тем не менее Всевышнему захотелось, чтобы люди узнали о ней.

Несмотря на то, что Нуруддин Занки владел большими территориями, сам он вёл очень скромный образ жизни. Он питался лишь на средства, заработанное своим трудом. На содержание семьи он брал из казны лишь минимальное жалование, которое ему установили. Когда его жена пожаловалась на то, что ей не хватает средств, которые он предоставляет, Нуруддин ответил, что является лишь хранителем казны, эти средства не принадлежат ему и ради жены он не бросится в Ад. Потом он вспомнил, что в городе Хомс у него были три маленькие лавки, и подарил их жене.

Во всех городах, которые находились под его властью, он строил учебные заведения, больницы, бесплатные гостиницы для путников. Он укреплял города и развивал инфраструктуру.

В одном только Алеппо в его время историк Изуддин бин Шадад насчитал 54 медресе. 21 из них для шафиитов, 22 для ханафитов и три для маликитов и ханбалитов. Также он насчитал 8 собраний по изучению хадисов, а также 31 строение для суфиев.

В начале месяца Шаваль 569-го года по Хиджре Нуруддин Занки заболел и одиннадцать дней пролежал в постели. 11 числа месяца Шаваль он покинул этот мир в возрасте 59 лет. Его похоронили в доме, где он жил в Дамаске, потом тело перенесли в медресе Нурия, которое Нуруддин построил в Дамаске, и его могила до сих пор находится там.

Просмотров: 195

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх