Портал Мусульман Кавказа

Российский муфтий, получивший в дар реликвию Пророка(ﷺ)

0% нравится
11 января 2017, 14:44

Российский муфтий, получивший в дар реликвию Пророка(ﷺ)

Мухаммадьяр ибн Мухаммадшариф ибн Баязит ибн Габделджалиль ибн Султан ибн Мамят ибн Чобан ибн Тотар ибн Козай ибн Котлыш ибн Акъюл. Он назначается муфтием указом Александра III 2 января 1886 года, к своей работе приступает 3 марта. Отец Мухаммадьяра хазрата Султанова был кантонным начальником в башкирском войске. Именно он направил своего младшего сына Мухаммадьяра учиться в Казанскую гимназию, где будущий муфтий закончил полный курс обучения, что говорит о том, что он усвоил светские предметы, выучил классические языки, близко познакомился с русским языком и литературой.

После окончания гимназии он поступает в Казанский университет. По окончании первого курса Мухаммадьяр Султанов не смог продолжать учебу из-за болезни. Он поступает на военную службу в 18 кантон Мензелинского уезда, ему присваивают звание урядника. С осени 1857 года начинает работать чертежником в канцелярии командующего башкирского войска, где через два года получает чин зауряд-хорунжия.

В 1860 году Султанова назначают начальником 20 башкирского кантона. За три года службы на этой должности будущий муфтий показывает себя только с хорошей стороны: награждается похвальной грамотой губернатора, в награду ему выплачивается дополнительно годичное содержание. В октябре 1863 года его переводят помощником кантонного начальника в 7 кантон Мензелинского уезда. В 1866 году он заканчивает военную службу и выходит в отставку в звании подпоручика. С сентября 1866 года он начинает службу мировым посредником в Мензелинском уезде, потом переводится в этом же качестве в Белебеевский уезд. В те годы в России шли реформы, вся юридическая система государства переживала изменения. В этих условиях Мухаммадьяра Султанова избирают мировым судьей, что стало для хазрата отличной жизненной школой. Умение правильно и справедливо разрешать все самые щепетильные ситуации снискало ему уважение и почет среди населения. Его добросовестность отмечается и на губернском уровне.

В 1869 году за справедливое разрешение земельных споров государственных крестьян его награждают знаком отличия и в том же году удостаивают ордена Станислава. В 1886 году (2 января) после ухода из жизни Салимгарая Тевкелева на должность главы ОМДС назначили Мухаммадьяра Султанова. Став 3 марта пятым общероссийским муфтием, хазрат легко нашел общий язык с правительственными кругами — в 1888 году ему присуждают орден Станислава первой степени, в 1896 году — орден Анны первой степени, а в 1898 году он награждается серебряной медалью на андреевской ленте. Мухаммадьяр хазрат был отцом большой мусульманской семьи. От первой жены у него было четверо детей: сыновья Арслангали, Искандар и две дочери. От второй жены Марьям родилось пять детей: Салимгарайбек, Баязит, Фатима, Бибизулейха и Суфия. Все его дети обучались в гимназиях и училищах.

Пятый общероссийский муфтий сделал немало для наведения внутреннего порядка в ОМДС. Он пополнил библиотеку, усовершенствовал устройство архива и улучшил правила приема посетителей. Особое внимание Мухаммадьяр хазрат уделял укреплению позиций муфтията на внутренней и внешней политических аренах. Повышению авторитета ОМДС в России много способствовало проведение торжеств по случаю его 100-летнего юбилея. Проведению такого большого мероприятия на высоком уровне помогли хорошие связи муфтия с центральной властью. Его стараниями вырос авторитет российского муфтия и на международной арене. Если раньше муфтии выезжали в хадж как частные лица, то Мухаммадьяр хазрат впервые совершает его официально. В феврале 1893 года он во главе делегации из 5 человек выезжает из Уфы, 9 марта достигает Стамбула. 19 марта его принимает турецкий султан, расспрашивает его о положении мусульман в России и вручает ему орден «Османия» второй степени. На ношение этого ордена дает разрешение Николай II своим решением от 15 марта 1894 года.

Оказанное Мухаммадъяру хазрату внимание со стороны турецкого султана — халифа всех мусульман — не ограничивается лишь награждением орденом. По приказу амира всех правоверных российским мусульманам выделяется часть волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), хранимых как реликвия. Мухаммадьяр хазрат с великой радостью принимает эту ценность. Доверие российского правительства к муфтию все росло и росло. На основе закона от 18 декабря 1889 года муфтию разрешается принимать участие в процедуре определения казыев, также в закон вносится положение о назначении, а не избрании муфтиев. Если бы не было принято этих изменений, то Ризаэтдин хазрат Фахретдин не смог бы стать казыем ОМДС, так как он служил имамом в Самарской губернии. Образованность, культуру Мухаммадьяра хазрата можно видеть и в том, что он пригласил на место казыя Р. Фахретдина.

Муфтий вносил реальный посильный вклад в развитие национальных культур, при нем в муфтияте трудились ученые просветители М. Уметбаев и Р. Фахретдин. В сентябре 1894 года, когда в Уфу приезжает Акмулла, муфтий устраивает в честь него специальный межлис, где слушают его стихи и оказывает поэту посильную помощь. В 1907 году Мухаммадьяр хазрат основывает в г. Уфе журнал «Маглюмат». При его поддержке открывается уфимское медресе «Галия», он торжественно закладывает первый камень при строительстве нового здания этого известного учебного заведения. В 1911 году проводятся юбилейные мероприятия в ознаменование 25-летнего его служения на посту муфтия и 50-летия его государственной службы. В самый начальный период его служения муфтием происходит разделение среди татарских ученых на сторонников старого и нового метода — джадидов и кадимистов. Однако муфтий, благодаря своей мудрости, не стал присоединяться ни к какой группе, а стремился сблизить обе позиции, отдалить их от крайностей.

В годы самых ожесточенных дискуссий и борьбы муфтият оставался уникальным местом общения для представителей обоих направлений, своеобразной нейтральной площадкой, где можно было спокойно обсудить наиболее острые проблемы. В результате к муфтию с уважением относились обе стороны, об этом свидетельствует их активное участие в проведении его юбилейных торжеств в 1911 году.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Подробнее: http://islam-today.ru/istoria/pervyj-rossijskij-muftij-polucivsij-v-dar-relikviu-proroka-muhammada-sly-allh-lyh-wslm/

Просмотров: 201

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх