Портал Мусульман Кавказа

Эмир Абделькадер

100% нравится
01 августа 2017, 12:42

Эмир Абделькадер

Эмир Абделькадер - первый избранный правитель первого независимого государства Алжир начала 19 -го века, в 2010г посмертно стал лауреатом премии за толерантность, наряду с первым демократическим президентом ЮАР Нельсоном Манделой

Толерантность
Казалось бы, а что тут такого сложного?

Однако уже детьми со свойственной нежному возрасту прямотой мы разделяем мир на людей хороших и плохих. Взрослея, мы делим людей на своих и чужих, а всех чужих, инакомыслящих, тех, кого мы не понимаем, чей образ жизни и мышления мы не знаем, мы на инстинктивно-первобытном уровне боимся... и недолюбливаем.

Общество "подсовывает" причины: другой цвет кожи, другая культура, другая национальность, другая религия. Но и в рамках, казалось бы, уже однородного социума деление продолжается. Ну ладно, определились: все мы разные. Но, к сожалению, каждый претендует быть единственно правильным, самым лучшим, и таким образом единственным, имеющим право БЫТЬ. И множатся распри, конфликты, войны...

И в иудейской Торе терпимость к неевреям выделена в отдельный закон: "И когда будет жить у тебя пришелец в стране вашей, не притесняй его. Житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в Стране Египетской" (Ваикра, 19:33,34).

В христианстве - знаменитая заповедь "Возлюби ближнего твоего, как самого себя!" В притче о милосердном самарянине Иисус учит благоволить ближним, невзирая на различие национальности, религии, их нравственного достоинства (Лк. 10:29 и далее).

Наконец, в священном Коране (сура «аль-Маида», аят 48): "...Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы вас одной общиной, для которой не было бы различий в руководстве на пути веры в разные периоды. Но Он сделал так, чтобы испытать вас на верность тому, что Он ниспослал вам в шариате, соблюдение которого показывает, кто повинуется Аллаху и кто не повинуется. Пользуйтесь случаем и опережайте друг друга в сотворении добрых дел и благого. Ведь к Аллаху Единому - возвращение вас всех, и тогда Он сообщит то, в чём вы разногласили, и воздаст каждому из вас по его деяниям».

От библейской терпимости к иноверцам, через дружбу народов советского времени, конституционных принципов светскости и свободы вероисповедания ТОЛЕРАНТНОСТЬ, как внутреннее состояние, должна быть качеством любого здравомыслящего современного человека.

В отличие от пассивной терпимости или равнодушия, толерантность- это активная жизненная позиция, к которой человек приходит осознанно, заключающаяся в спокойном, не враждебном восприятии чужого образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований... Быть толерантным - значит признавать право на существование других культур, и даже не разделяя их ценностей, МИРНО с ними сосуществовать.

История даёт нам множество примеров великих людей, чья толерантность, терпимость к иному может служить примером для подражания и в наше время. Нынешний президент ЮАР Нельсон Мандела и посмертно эмир Абделькадер стали в 2010 г. первыми лауреатами премии за толерантность от швейцарской ассоциации, посвятившей свою деятельность продвижению терпимости в современном мире.

Русскому человеку не много известно об этом легендарном эмире, настоящем герое в Алжире, почётном пленнике во Франции и уважаемом мыслителе в Сирии, совершившем в 1860г. поступок, за который христианские державы того времени, Российская империя в том числе, наградила эмира в ссылке орденами и медалями. Вызывает недоумение дезинформация русской Википедии, которая почему-то называет Абделькадера наместником марокканского султана, а в статье "история Алжира" описывает 1860-1864 годы как период "наслаждения спокойствием", тогда как треть местного населения в годы, предшествующие этим, была просто уничтожена...

Но обо всём по порядку...

Абд Аль-Кадир бен Мухиеддин (по арабски : عبد القادر بن محي الدين), более известный как эмир Абделькадер (1808- 1883) - третий сын сиди Мухиеддина - суфийского шейха ордена Кадри и Зохры –женщины из знатного берберского рода с западной части Алжира. Согласно некоторым историкам, родословное древо Абделькадера по линии отца восходит к самому Пророку Мухаммеду (мир ему и благословение Всевышнего) по линии его дочери Фатимы Захры.

(Абд эль-Кадер ибн Мухиеддин, ибн Мустафа, ибн Мухаммад, Кади, ибн Абдель-Кауи, ибн Али, ибн Ахмед, ибн Халед, ибн Юсуф, ибн Ахмед, ибн Башар, ибн Мухаммед, ибн Масуд, ибн Таус, ибн Чкуб, ибн Абдель-Кауи, ибн Азмед, ибн Музаммад, ибн Идрис II, ибн Идрис I, ибн Абдаллах эль Камэль, ибн Хассан эль Мутана, ибн Хассан Эссабт, ибн Фатима Захра бинт расуль уллах)

Будучи очень любознательным мальчиком и обладая великолепной памятью, он получил блестящее для того времени образование. Ему преподавались геометрия, астрономия, естествознание, гимнастика, этика, верховая езда и боевое искусство, а также история, философия, основы медицины и дипломатия.

Неотъемлемой частью его воспитания было изучение ислама. Абделькадер стал хафизом в 14 лет, так как знал Коран наизусть. Свой первый хадж он совершил с отцом в 8 лет, потом в 17. Надо отметить, что в ту эпоху паломничество длилось около двух лет; учитывая длительность путешествия, верующие пользовались возможностью и, совершив обряд хаджа, посещали страны и города региона от Сирии до Египта, а перед тем, как отправиться в обратный путь совершали хадж повторно.

Слава об Абделькадере и его отце – уважаемом суфийском шейхе, распространялась в регионе, племена объединялись вокруг их семьи. Подобная популярность и влиятельность в конце концов обеспокоила Оттоманскую империю, владевшей территориями Алжира того времени, и бей Орана объявил шейха Мухиеддина вне закона. По иронии истории, в это же время (1830г.) французы высадились на алжирское побережье и захватили Оран, положив конец турецкому господству в регионе. А бежавший от захватчиков турецкий бей был вынужден просить защиту у старика, за голову которого он же ранее назначил награду.

Отец Абделькадера объявил священную войну против французских завоевателей и алжирские племена стали объединяться для организованного сопротивления. 21 ноября 1832 г. собранием старейшин племён был выбран новый султан – молодой Абделькадер. Зная разобщённость племён того времени, это уже удивительный факт сам по себе, а учитывая возраст избранника, всего 24 года, почти чудо!

Абделькадер отказался от титула султана, предпочтя именовать себя просто эмиром и продолжил войну, объявленную отцом, против Франции. Как бы то ни было, фактически он стал первым избранным правителем первого независимого государства Алжир. Французское государство признавало статус эмира Абделькадера, с 1834г. были подписаны несколько межгосударственных соглашений, позволивших короткие периоды перемирия, более того, французское правительство поддерживало эмира в случаях внутренних восстаний, так как некоторые племена противились вхождению в новое государство, плате установленных эмиром налогов и просто признанию его авторитета. Оказывая протекцию эмиру Абделькадеру, Франция надеялась его руками править на алжирских территориях.

Сам Абделькадер проявил себя отличными стратегом и дальновидным политиком. Играя на амбициях и внутренних трениях французских генералов, не опровергая, но и не поддерживая возлагаемые на него французские ожидания, эмир использовал время перемирий для создания и укрепления структуры молодого государства, продолжая объединение и административную унификацию алжирских территорий. Главной опорой служили укреплённые стратегические города-крепости, центры экономики и налоговой системы Алжира, которые в свою очередь опирались на города-резервы центральных тыловых территорий. Наконец, вторая линия городов-крепостей на плоскогорьях позволяла контролировать южные алжирские территории.

Тем не менее, при разных видениях будущего региона, война между Францией и Алжиром была единственно возможным исходом, и Абделькадер трезво оценивал ситуацию. Целью эмира было дать населению Алжира почувствовать вкус к независимости, ощутить себя после долгих лет иностранного господства хозяевами собственных территорий, хозяевами собственной судьбы.

Надо отметить, что в начале 19-го века Франция была одной из первых военных сил мира и второй колониальной державой после королевства Великобритании. Алжир интересовал Францию по нескольким причинам, основная из которых заключалась в богатстве бея Алжира и его сокровищах. Франция отчаянно нуждалась в пополнении казны, но эта первопричина была умело прикрыта более благородными мотивами: искоренение пиратства и освобождение рабов-христиан. И то и другое практически исчезло после осаждения Алжира с моря английским флотом, то есть за 10 лет до фактического начала французской кампании, в Алжире в относительном равновесии сосуществовали евреи, мусульмане и христиане.

Но был создан и дипломатический конфликт, Франция была должна значительную сумму денег бею Алжира за поставки пшеницы для французской армии в её египетскую кампанию 1800 г. Эти поставки были полностью оплачены из казны турецкого наместника. Бей Алжира был твёрдо намерен востребовать этот 30-летний долг, но французское государство при своём военном превосходстве было неплатежеспособным, и дипломаты умело повернули эту ситуацию таким образом, чтобы был создан последний повод для давно готовящейся экспансии.

Колонизация велась с позиции господства над менее развитым экономически, а значит, менее цивилизованным народом. Местное население рассматривалось как досадное препятствие для пополнения казны и расширения французских территорий. В своей кампании в Алжире Франция, по воспоминаниями свидетелей - современников того времени, сжигала целые деревни и стирала с лица земли целые племена. За первые 25 лет колонизации алжирское население с 3-х миллионов человек уменьшилось до 2-х с половиной, а к 1871г. - до 2-х миллионов душ. Всего за 40 лет коренное население Алжира было таким образом вследствие войны, голода и болезней, вещей, прямо связанных между собой, искоренено на целую треть.

Впоследствии французский статист в Алжире профессор Рику напишет в своём демографическом исследовании, что естественный отбор закономерно ведёт к медленному, но неизбежному исчезновению местной "слабой» расы перед "сильной» расой Европы.

В эпоху же начала колонизации французский философ, политико-социолог, историк и писатель виконт Токвиль после своей поездки в Алжир писал: "Мы ведём войну методами более варварскими, чем сами арабы... В настоящее время цивилизованность находится на их стороне." Но несмотря на такую жестокость эпохи, эмир Абделькадер оставался редчайшим для того времени правителем-военноначальником, который, руководствуясь принципами шариата, не просто издал указ, запрещающий убивать пленных иноверцев, но и настаивал на гуманном отношении к пленным, следя за тем, чтобы даже в этой ситуации человеческое достоинство было неприкосновенно. Собственная мать и жена эмира занимались уходом за ранеными, пленных кормили с общего стола. А во времена, когда пропитания не хватало, эмир не раз освобождал пленных в одностороннем порядке. Более того, по личной просьбе эмира к французским пленным на содержание был приглашён католический священнослужитель, который, против клятвы не разглашать стратегические данные, имел право вести переписку пленных с их семьями и продолжать совершать вместе с пленными христианские религиозные обряды.

К 1839г. французы были вытеснены в районы городов Оран, Алжир и Константин, а две трети северных территорий были объединены в независимое государство Алжир. Однако уже в 1841-1842гг. французскими войсками были захвачены почти все города-крепости, и эмир Абделькадер оказался в статусе кочевого правителя в изгнании. 23 декабря 1847г. оставшийся с горсткой соратников эмир Абделькадер официально признаёт своё поражение, символически передав свою лошадь представителю Франции и брату французского короля герцогу Омальскому. При этом, герцог ратифицировал письменное соглашение о капитуляции эмира, подписанное между Абделькадером и генералом французской армии в Алжире. Согласно этому соглашению, Абделькадер обязался навсегда покинуть алжирские территории, взамен чего ему гарантировалась неприкосновенность его бывших соратников в Алжире и кроме этого, сопровождение его лично и членов его семьи и свиты на Ближний Восток, по разным сведениям в Акр, Мекку или Александрию. Однако, вместо того, чтобы переправить Абделькадера на Ближний Восток, корабль с бывшим эмиром и его окружением прибыл во Францию, в город Тулон, оттуда они были

переправлены в По, а ещё через полгода невольные пленники были переведены в замок Амбруаз на Луаре. Вместо жизни в изгнании, но на свободе, Абделькадер оказался вынужден жить в почётном плену во Франции, недоумевая, зачем этой богатой стране с такой щедрой природой понадобилась его суровая родина из камня и песка.

В замке Амбруаз, где с эмиром были 88 человек из его семьи и свиты, эмир вёл уединённый образ жизни, посвящая себя размышлениям, читая, перечитывая и сравнивая Библию и Коран и принимая у себя гостей – религиозных деятелей, мыслителей того времени, неизменно вызывая у последних уважение, граничащее с восхищением. Среди почитателей бывшего эмира был сам Авраам Линкольн, а в американском штате Айова в его честь, как в символ борьбы против колониализма, был назван город Elkader.

В 1852г., оставив 25 человек, последовавших за ним в изгнание на кладбище замка Амбруаз, Абделькадер с оставшимся окружением покидает Францию и переезжает в г. Бурса, на западе современной Турции. Полковник Великобритании Чарльз - Генри Черчилль (дедушка знаменитого Уинстона Черчилля), встречавшийся с эмиром в 1853 и 1855 годах и бывший одним из многих авторов биографий бывшего эмира, так писал о пребывании Абделькадера в Турции: «он чувствовал себя иноземцем, потому что местные улемы завидовали эмиру и недолюбливали его за то, что он превосходил их в учёности».

В ноябре 1856г. Абделькадер с семьёй обосновывается в Дамаске, на территории современной Сирии, тогда входившей в состав Оттоманской империи.

В то время на арабском Востоке назревали драматические события. Население Сирии и Ливана распалось на несколько религиозных сект, среди которых не было согласия не только в вопросах веры, но и в мирских делах. Особенно острой была борьба между друзами – мусульманами исмаилитами и маронитами – последователями восточной христианской церкви. Эти разногласия обострялись и политическими интригами Англии и Франции. В мае 1860 года в Ливане снова началась друзо-маронитская резня, повторяющая события 1845г. Слухи об этом дошли до Дамаска. Сирийские друзы готовились последовать примеру своих ливанских единоверцев. Узнав о приготовлениях друзов, Абделькадер сначала попытался отговорить их от кровопролития, но безуспешно. Одновременно Абделькадер потребовал от турецкого губернатора Ахмет-паши обеспечить безопасность христианских жителей Дамаска, но тот отказался послать солдат для охраны христианских кварталов, считая опасения бывшего алжирского эмира необоснованными.

9 июля 1860 года Абделькадеру донесли, что резня началась и власти не препятствуют. Абделькадер собрал своих людей и бросился с ними к месту побоища. В первый же день резни алжирцы спасли сотни христиан и укрыли их во дворе дома эмира. Там же прятались семьи европейских консулов. В течение 10 суток Абделькадер вёл борьбу против кровавого фанатизма. Согласно различным историкам, Абделькадером были спасены от смерти от 10-ти до 12-ти тысяч восточных христиан.

Этот поступок нашёл отклик во всём христианской мире. Абделькадеру шлют письма благодарности, подарки, ордена и медали со всего мира, включая Папу Римского Пия IX. Высшие ордена Англии, Германии, Российский Орден Белого Орла, большой греческий крест Спасителя, Большую Ленту Почетного легиона Франции – все эти награды в 1860 году эмир Абделькадер получил за этот бескорыстный подвиг.

Благородный поступок Абделькадера повысил его престиж и в мусульманском мире. Согласно книге советского исследователя жизни и творчества Абд эль-Кадера Ю.Оганесяна (серия ЖЗЛ, издательство «Молодая гвардия» 1968г.), из Калужской ссылки ему выразил своё восхищение третий имам Дагестана и Чечни - имам Шамиль. Между ними завязалась переписка, посвящённая в основном богословским темам и продолжавшаяся в течение нескольких лет.

Этой новой популярностью попытались воспользоваться французские франкмасоны. Присоединившись к волне писем благодарностей и восхвалений, две парижские ложи масонов попытались наладить переписку с Абделькадером, от которого приходили ответы с вопросами, свойственными любопытству мыслителя и философа, а также стремлением мусульманского богослова наставить на правильный путь тех, кого он относил к категории сбившихся мыслителей- натуралистов. Согласно некоторым исследователям, Абделькадер в какой-то степени надеялся, что франкмасоны, возможно, смогут перекинуть мост над конфликтами между мусульманским и христианские миром, и не смешивая их, установить между ними толерантность. Со стороны франкмасонов эта переписка была представлена общественности как намерение бывшего эмира присоединиться к ордену, и в 1864г. Франкмасонская ложа Генриха IX провела торжественную церемонию посвящения в орден Абделькадера в его отсутствие, где оратор Дюброк возвещал о состоявшейся имплантации франкмасонов на Ближнем Востоке, в "колыбели непросвещённости и фанатизма" и о том, что эмир- франкмасон - это "раскрытые ворота для внедрения ордена в скалу варварства". В 1865г. Абделькадер письменно уведомил французских франкмасонов о том, что у них разные пути, и прекратил с ними все контакты.

За свою половину жизни вне войн и конфликтов Абделькадер написал несколько книг.

Так, в 1958г. в Париже была опубликована книга Абделькадера "Письмо французам", с посвящением "тем, кто понимает". В этой книге бывший эмир-философ излагает свою точку зрения о разногласиях, противопоставляющих Ислам и Запад. Различные ритмы развития, западный материализм... Философские заключения Абделькадера удивительным образом применимы и к нашему времени. Эта книга в переводе 1877г. находится в свободной продаже во Франции и в настоящий момент.

В своем труде Абделькадер цитирует Сократа, Платона, Аристотеля, а также знаменитых мыслителей Востока Аль-Рази, Ибн-Сину, Ибн-Рошд, Ибн-Халдуна..." "Наука,- пишет Абделькадер,- имеет свой исток в человеческом сознании, как фрукт идёт от дерева. Сознание появляется сначала у ребёнка, потом созревает во взрослом состоянии; оно отличает человека от твари и даёт ему моральное достоинство через обуздание страстей... Неравенство людей объясняется силой или слабостью их духа и сознания."

"Полученные знания подразделяются на категории: первая– это знания, полученные через органы чувств, вторая –через разум. Чувственное знание стерильно, тогда как второе знание плодотворно и охватывает всё познанное".

"Самое благородное знание - это познание Бога. Без этого человек не может достичь совершенства, ни плодотворно использовать качества и достоинства, лежащие в основе духовной жизни. Именно через это знание человек измеряет свою моральную силу и понимает свое предназначение в этом мире. Превосходство человека лежит в его верности (Богу) и справедливости. Справедливость даёт ему силу держать в узде гнев и страсти. Смелость позволяет человеку направлять свой гнев в действие в нужном направлении или же сдерживать его. Наконец, сдержанность подавляет страсти. Это умение необходимо, согласно разуму и религиозному закону. Гармония между этими четырьмя качествами формирует хороший характер." (перевод автора на русский язык с французского перевода оригинального текста).

Перу Абделькадера относят также автобиографию, написанную в заключении в 1848г. и опубликованную впервые в Париже в 1995г.; книгу о конях Сахары; сборники поэзии; "Книгу предупреждений" (Китаб аль - ма'уакиф ) и книгу, названную им "Напоминание мыслящему, предупреждение равнодушному: философские, религиозные и исторические размышления", переведённую Гюставом Дюга в 1858г..

В 1867 году Абделькадер посетил Всемирную выставку в Париже, в 1869 году принял участие в королевских торжествах, посвящённых открытию Суэцкого канала, проекта, в продвижении которого он принимал непосредственное участие. В конце своей жизни бывший эмир ещё раз совершил хадж. Франция, с которой эмир провёл всю молодость в ожесточенном противостоянии и которую он пленником сумел лучше узнать и понять, выплачивала Абделькадеру денежное содержание. В памяти современников эмир остался как "лучший из врагов Франции". В 2006г. в Париже появилась площадь Абделькадера.

Умер Абделькадер 26 мая 1883г. в Дамаске и был похоронен по его собственному желанию рядом с великим суфийским учёным Ибн Араби. В 1966 году прах Абделькадера, по разрешению его потомков, был возвращён в ставший наконец независимым Алжир и в настоящее время находится на кладбище Эль-Алия, в Алжире.

Из самых знаменитых высказываний Абделькадера потомкам осталось наставление:" Никогда не спрашивайте человека о его происхождении; постарайтесь лучше разузнать о его жизни, о его смелости, о его личных качествах, и вы узнаете, кто он есть. Если вода, набранная в реке, пригодна для питья и мягка на вкус, значит и сама река течет из чистого источника."

О незаурядной личности и удивительной судьбе эмира Абделькадера, философа-мистика, политика и первого гуманиста своей эпохи в ближайшем будущем американской киностудией Cinema Libre Studio (Лос Анжелес) при содействии министерства культуры Алжира будет снят полнометражный исторический кинофильм, которого ждут с нетерпением все почитатели Абделькадера, как символа независимого духа и образца толерантности во всем мире.

Просмотров: 119

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх