Имам Ахмад ибн Ханбал (часть 1)

0
232

Одним из тех, кто развил принципы правоведения на основе всестороннего знания Сунны, был Ахмад бин Мухаммад бин Ханбал аш-Шайбани (780-855).

Имам Ахмад родился в Багдаде, куда семья переехала из Хорасана незадолго до его рождения. Его отец скончался, когда ему было всего три года. С детства он изучал религиозные науки у знаменитых багдадских богословов. В юности он долго путешествовал по странам, собирая хадисы, и обучался у крупнейших богословов Хиджаза, Йемена, Куфы, Басры и Шама. Среди его учителей были Абу Юсуф аль-Куфи, Яхья бин Майн, Исхак бин Рахавейх, Мухаммад аш-Шафии.

Наряду с глубокими знаниями Ахмад бин Ханбал обладал высокими нравственными качествами и отличался аскетизмом. Имам аш-Шафии говорил: «Когда я покидал Ирак, там не было более достойного, знающего, благочестивого и богобоязненного человека, чем Ахмад бин Ханбал». Однако главной заслугой этого учёного считается стойкость, проявленная в противостоянии мутазилитам (раскольникам).

Ни тюремное заключение, ни жестокие пытки не заставили имама Ахмада отказаться от учения Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Лишь с приходом к власти халифа аль-Мутаваккиля (847-861) преследования прекратились, а имаму Ахмаду были оказаны большие почести. Опасаясь искушения властью, он отказался от государственной службы. Однако халиф никого не назначал на судебные должности без консультаций с ним.

Тем не менее, его последователи были менее многочисленны, чем у других мазхабов, и ныне они проживают, главным образом, в Саудовской Аравии и других государствах Персидского залива.

Он зарекомендовал себя как один из известнейших собирателей и комментаторов хадисов. По некоторым данным, имам Ахмад знал более миллиона хадисов. Будущий имам изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы, а также у самого имама аш-Шафии.

Имам Ахмад уделял огромное внимание сбору, повествованию и толкованию хадисов. Его сочинение под названием «Аль-Муснад аль-кабир» содержал более 30 000 хадисов, а также мнений сахабов относительно их толкования. Имам Ахмад применял эти хадисы и фетвы к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнение сахабы для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, ученикам записывать какое бы то ни было из этих суждений. В результате получилось так, что его мазхаб был записан не собственными учениками, а учениками учеников, т.е. вторым поколением последователей.

Ханбалиты, как и все их предшественники, признавали в качестве основного источника права Коран.

Вторым по значимости источником считалась Сунна Пророка (мир ему и благословение). В отличие от остальных имамов в этом вопросе имам Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались лишь сведения, восходившие к самому Пророку (мир ему и благословение).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь