Имам Ахмад ибн Ханбал (часть 2)

0
184

Имам Ахмад, как и все имамы, учитывал единодушное мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье место в системе источников мусульманского права. В то же время он не доверял иджма‘, которые не относились ко временам сахаба, считая их «неточными в силу огромного количества ученых, рассеянных по всему исламскому государству». По его мнению, иджма‘ после завершения эпохи сахаба были невозможны.

В случае разногласий сахаба по определенным вопросам имам Ахмад учитывал личное мнение каждого из сподвижников. Последнее объясняет большое разнообразие суждений по той или иной правовой проблеме внутри ханбалитского мазхаба.Для того чтобы выработать фетвы, по которым нельзя было найти решение в главных источниках Шариата, имам предпочитал пользоваться даже «слабыми» хадисами.

Основными учениками имама Ахмада были двое его сыновей, Салих (умер в 873 г.) и Абдулла (умер в 903 г.). Имамы аль-Бухари и Муслим, составители самых значительных сборников хадисов, являются наиболее известными из ученых-юристов в области хадисов, учившихся у имама Ахмада.

Большинство последователей этого мазхаба можно найти в Палестине и Саудовской Аравии. Характеризуя основоположников мазхабов, И. Навфаль пишет, что «великие Учителя — Абу Ханифа, аш-Шафии, Малик, Ахмад, эти бесспорные основатели мусульманской юриспруденции, были бесспорно людьми глубокого ума и не совсем обыкновенных способностей; они обладали благочестием и даже известной искренностью убеждения, редко расходившеюся с их действиями; их нравы, по крайней мере по мусульманскому представлению, были безукоризненными».

Безусловно, деятельность упомянутых выше мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда правил.

В настоящее время часть мусульманских богословов-правоведов проповедует необходимость отказа от мазхабов. Это категорически неправильное мнение.

Другая и основная же часть мусульманских ученых-правоведов, напротив, видит в отказе от мазхабов опасность для существования самого шариата и мусульманского права. В частности, Мухаммад Саид Рамадан аль-Рамадан аль-Бути, известный мусульманский ученый-богослов, считает, что «следование мазхабам — это когда человек, не достигший больших высот в религиозном образовании, не достигший степени иджтихада, следует за школой муджтахида (и не важно, следует ли он постоянно одному из мазхабов или же следует то одному, то другому). А отказ от мазхабов — это когда человек, не достигший больших высот в религиозном образовании, не достигший степени иджтихада, не следует за имамом, за школой муджтахида». Право каждого мусульманина придерживаться либо одного имама, либо по своему желанию переходить к другому в мусульманской умме признавалось изначально, и это подтверждается тем, по мнению автора, что еще сподвижники Пророка (мир ему и благословение) склонялись к фетвам Ибн Аббаса, жители Ирака — следовали мазхабу Абдуллы ибн Масуда, а Хиджаза — мазхабу Абдуллы ибн Умара и его учеников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь