Имам Абу Юсуф

0
119

Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб ал-Ансари (113-182 г.х.). Известный ученик Абу ‎Ханифы, великий факих и муджтахид, кадиюл-кузат (великий кади) государства ‎Аббасидов (в период правления Махди, Хади и Рашида). Каждый из правителей, ‎особенно Харун ар-Рашид, проявляли к нему большое уважение и ценили его.‎

В источниках говорится, что поначалу он занимался наукой хадисов. Находясь в ‎обществе мухаддисов (ученых-хадисоведов) ежедневно изучал и декламировал ‎другим 50-60 хадисов. В своих произведениях он приводит хадисы от Хишама ибн ‎Урвы, Абу Исхака Шайбани, Ата ибн Саиба и других. Фикх (исламское право) он ‎начал изучать у Ибн Абилейлы. Заинтересовавшись этой наукой, чуть позже он ‎присоединился к кружку Абу Ханифы и превратился в его классического ученика.‎

Как написал шейх Мухаммад Хузарийбек, он в качестве самого великого ученика и ‎самого лучшего помощника Абу Ханифы первым написал книгу по его мазхабу, ‎описав-раскрыв примеры, распространил этот мазхаб на весь мир. (Шейх ‎Мухаммад Хузарибек. «Тарихут-ташриъил исламий», стр.171)‎

А был Абу Юсуф из семьи бедняка и занимался мытьём и отбеливанием одежды. ‎Он рассказывает: «Я старался изучать фикх и хадисы, будучи бедным. Однажды я ‎сидел возле Абу Ханифы, когда пришла моя мать, вывела меня с собой и сказала: ‎‎«Не тяни ноги к Абу Ханифе, у него хлеб спелый1‎, а ты обязан обеспечивать нас». ‎Подчинившись ей, я отказался от своих таких интенсивных хождений по следам ‎науки. Абу Ханифа разыскал меня и попросил вернуться к урокам. Я вернулся. ‎Был первый день моего возвращения в его общество, когда он спросил: «Что тебя ‎отдалило от нас?». «Обеспечение нашей жизни и подчинение свой матери», – ‎ответил я и сел на место. Когда все разошлись, он протянул мне какой-то мешок и ‎сказал: «Пользуйся пока этим». Я взглянул в мешок, там было сто дирхемов. Он ‎посмотрел на меня и сказал: «Сообщай мне каждый раз, когда заканчивается в ‎нём».‎

Я стал ходить в кружок. Через некоторое время он дал мне снова сто дирхемов. ‎Таким вот образом он помогал мне до той поры, когда я вышел из бедности и стал ‎богатым» (Доктор Ахмад Шалаби, «Мавсуатул-хазаратил-исламия», 8-том, ‎стр.199)‎

Уроки Абу Ханифы были настолько интересны Абу Юсуфу, что когда умер его сын, ‎он, боясь пропустить урок, поручил похороны другому.‎

Хотя и был поначалу Абу Юсуф чтецом и преподавателем хадисов, после ‎сближения с Абу Ханифой он стал сторонником раъй2 и кыяса3, и, следуя за Абу ‎Ханифой, он порой высказывал своеобразные мысли и суждения в противовес ‎мыслям Абу Ханифы.‎

Во время правления Харуна ар-Рашида Абу Юсуф поднялся на самое высокое ‎положение. Он первый в исламском мире удостоился звания «Кадил-‎кузо»(великий кади), первым написал книгу по своему мазхабу и, по утверждению ‎Халликана, он первым ввёл униформу для судей и учёных. Эта одежда состояла ‎из чёрной чалмы и тайласана (широкая длинная накидка, надеваемая поверх ‎одежды). По мнению доктора Ахмада Шалабийа, такие униформы для судей, как ‎GOWN, HOOD, CAN, что ныне утверждёны во многих, в частности, европейских, ‎странах, не что иное, как немного видоизменённая форма той униформы, что во ‎втором веке была введена Абу Юсуфом (Доктор Ахмад Шалаби, «Мавсуатул-‎хазаратил-исламия»).‎

Противники раъй и кыяса (люди хадиса) хотя и не жаловали сторонников их, но ‎уделяли большое внимание Абу Юсуфу и хвалили его.‎

Во время кадийства Абу Юсуфа на территории империи Аббасидов ханафитский ‎мазхаб развивался в качестве официального и от сферы теории перешёл – ‎отполировался в практическую сферу. Каждый из его методов-правил прошёл ‎проверку жизнью и был применён в практику. Выражаясь словами устаза Абу ‎Захры, кыяс и истихсан4, выйдя за пределы круга гипотетичного стали ‎базироваться на практической, реальной жизни. Вероятно, Абу Юсуф, как видный ‎представитель школы раъй и кыяса, приблизил характеристики двух школ (школы ‎сторонников раъй и школы сторонников хадисов) и был признан видным ‎хадисоведом ханафитского мазхаба (Абу Захра, «Абу Ханифа»). От него приводят ‎хадисы Мухаммад ибн Хаян, Яхъя ибн Маин и др.‎

Как обладатель чрезвычайного ума и высокого таланта Имам Абу Юсуф был ‎приближённым Харуна ар-Рашида, его доверенным учёным.‎

Абу Юсуф скончался в 182 году по мусульманскому летоисчислению, прямо за ‎рассмотрением судебного дела. Как пишет Ибнун-Надим в «Ал-Фихристе», у Абу ‎Юсуфа был один сын по имени Юсуф, который при жизни отца исполнял ‎обязанности кади.‎

По Ибнун-надиму число книг, оставшихся от Абу Юсуфа насчитывает 40, в другом ‎издании говорится о 36. Мы остановимся на его важных произведениях:‎

‎«Китабул-хирадж»‎

Самое важное произведение Абу Юсуфа, написанное по требованию халифа ‎Аббасидов Харуна ар-Рашида, посвящённое выплате земельных налогов (ушр, ‎хирадж), садаката (закáта), джизя (налога, выплачиваемого иноверцами ‎исламскому государству) и собиранию трофеев.‎

Книга написана в то время, когда территория исламского государства ‎расширилась и посвящена решению различных вопросов, возникших в этой связи ‎в разных странах. Абу Юсуф написал его, опираясь в основном на правовые ‎теории Абу Ханифы, хадисы Пророка, мир ему, высказывания сахабов, в ‎особенности хулафаур-рашидин5, использованные ими методы и правила и ‎преподнес халифу.‎

‎«Китабул-хирадж» Абу Юсуфа наиболее значительная книга среди написанных ‎позже с таким же названием книг Яхйи ибн Адама, Абулаббаса ибн Мухаммада ‎Катиба, Абулфараджа Кудамы ибн Джафара, Насра ибн Мусы ар-Рази ал-Ханафи, ‎Хасана ибн Зияда и отличается от них научностью и скрупулёзностью. Значимость ‎книги заключалась в том, что, во-первых, она очень помогла великой империи ‎Аббасидов с системным методом упорядочивания земельных налогов – главным ‎источником государственных доходов страны. Во-вторых, исполнительная ‎функция государства в финансовой сфере стала основываться на методах и ‎правилах ханафитского мазхаба и тем самым создала условия для применения ‎этих правил в практику. (М.Хузарийбек. «Ад-давлатул-аббасия»)‎

Во вступлении книги автор, обращаясь к халифу, говорит: «Не явись завтра пред ‎Аллахом в группе тех, кто пошёл путём преступавших, поскольку Хозяин Судного ‎Дня оценивает своих рабов не по их престижу и положению, а по делам их». «Нет ‎сомненья, Аллах тебя спросит о состоянии, в котором ты пребывал, и какие дела ‎тебя занимали».‎

‎«Китабул-асар»‎

Эту книгу сын Абу Юсуфа пересказал от отца, а тот от Абу Ханифы. Она была ‎упорядочена на основе фикха. Книга написана, в основном опираясь на учение ‎Абу Ханифы и его правовую методологию, и имеет большое юридическое ‎значение.‎

‎”Ар-радду ъалаа Сиярил-Авзаъи”‎ ‎(«Опровержение к книге Авзаъи «ас-Сияр»)‎

В этой книге раскрываются разногласия между Абу Ханифой и Авзаъи касательно ‎войн, перемирия, предоставления убежища, а также трофеев, освящается сильная ‎логическая доводоспособность Абу Ханифы, каждый пример раскрывается ‎всесторонне и с истолкованием его доводов логических и доводов, основанных на ‎предании.‎

‎«Разногласия между Абу Ханифой и Ибн Абилейлой»‎

В этой книге Абу Юсуф показывает расхождения в правовых взглядах двух ‎великих факихов – представителей раъй и кыяса, и проводит анализ доводов ‎каждого из них.‎

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь