Идея фикс: доказать свое совершенство

0
625

Создатель говорит в Коране (смысловой перевод)): «В Посланнике Аллаха был наилучший пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33, аят 21). Также в 36-ом аяте этой суры сказано (смысловой перевод): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение».

Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, был совершенным человеком, и в следовании ему — благо и вознаграждение для верующего. Но у хитроумного нафса всегда найдется ловушка. Например, «однобокое совершенство». То есть чрезмерное внимание и углубление в какую-либо часть Сунны и игнорирование другой, не менее важной.

Навязчивая идея: доказать свое совершенство

Планка нравственности, покорности и благородства Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, высока для любого верующего, oднако каждый должен к ней стремиться. Бывает, на словах человек хоть и признает свое несовершенство, но нафс упорно внушает ему обратное, указывает на свершенные им добрые дела, твердит, что это и есть доказательство совершенства и идеальности. При этом ошибки и грехи вытесняются из памяти, а внимание направляется на людей «менее праведных».

Минусы такой позиции:

бессознательный отказ от покаяния. Покаяние — это признание своей вины и несовершенства. Человек, который в глубине верит в свою непогрешимость, не способен искренне раскаяться. А ведь достоинство не столько в том, чтобы не грешить, сколько в том, чтобы уметь признавать грехи и каяться за них. В Коране говорится (смысловой перевод): «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура 2, аят 222). Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Если бы вы не грешили и не просили за это прощения, то Аллах сотворил бы существ, которые бы грешили, каялись, и Он бы прощал им» (Муслим);

 — отчаяние. Быть совершенным невозможно. Навязчиво стремящийся к совершенству, непременно столкнется с этой истиной. И может впасть в отчаяние недостижимости идеала. Это не редкое явление в среде старательных мусульман. Такие верующие обычно унылы, грустны, мало улыбаются и мало радуются благам Всевышнего. Они лишают себя дозволенных радостей не ради Аллаха, а по наущениям хитрого нафса, который говорит им — если ты не идеален, то можешь не надеяться на милость Аллаха. Однако же для верующего это неприемлемо. «О, сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О, сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О, сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений, (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи» (хадисы 440-442, глава 52, «Сады праведных»).

Суть стремления к совершенству не в том, чтобы пытаться своими поступками заслужить Рай (Всевышний дарует его по Своей милости), а в том, чтобы быть искренним, близким в отношениях со Всевышним. Перед Всевышним грех, в котором покаялся раб, лучше, чем благое дело, которым он возгордился. Потому что гордость и самодовольство отдаляют человека от Всевышнего, а покаяние приближает к Нему. Мы должны понимать, поклонение — не только дела, но и внутреннее, душевное участие в их совершении. И стремление к совершенству ценно не само по себе, а лишь в той мере, в какой оно увеличивает нашу любовь и благодарность Всевышнему Аллаху.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь