Социальные сети: инструмент радикальной пропаганды

0
117

В последние годы социальные сети все активней превращаются в инструмент вербовки различных проповедников экстремизма и радикализма. Важно понимать, что первоначально исламисты стараются донести как бы правильную информацию, к примеру, о происходящем в Сирии. Естественно, делают они все через свою интерпретацию. Здесь важным для радикалов становится создание героического образа мусульманина, ставшего на путь джихада (моджахеда). С 2011 года одной из первых созданных в социальной сети «В.Контакте» групп был сетевой форум «Новости Джихада в Сирии», который заполнялся одним из воюющих там непосредственно гражданином РФ. Такое было видно по публикуемому контенту, где передавалась информация порой с полей сражений с фотографиями и видеосюжетами. Во многом она задала тон впоследствии для других интернет-сообществ в социальной сети, которые стали дублировать ее по содержанию. Однако в 2011-2012 годы с момента начала войны в Сирии таких сообществ было немного. Главным образом потому, что количество граждан РФ в рядах исламских группировок, находящихся в Сирии, было еще немного. По мере того, как численность российских ваххабитов увеличивалось, то и расширялся диапазон форумов в социальных сетях. После провозглашения халифата 29 июня 2014 года поток отправившихся в Сирию вырос заметно, что отмечают в ФСБ, указывая, что около 7-8% от общей численности боевиков ИГИЛ – русскоязычные. Ситуация, в свою очередь, ставит перед исламистами задачу наладить пропаганду на более высоком уровне, расширив ее формы: в частности, помимо агитации в виртуальном пространстве джихадисты вернулись к прежним методам – печатному слову. С 28 мая 2015 года стали издавать русскоязычный журнал «Исток». «Профессиональная верстка, грамотный текст и очевидная направленность на сомневающихся. Все было спланировано заранее и сделано чрезвычайно качественно», такую оценку дают халифатистскому изданию его коллеги из российских СМИ.

Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для устрашения общества, распространения информации, пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов напрямую не аффилированных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах.

Многие сайты специально постоянно меняют свои адреса, а в структуры экстремистских и террористических объединений все чаще входят специалисты, как правило, из числа молодых программистов, владеющие навыками хакерства.

Социальные сети сегодня превратились в мощный инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей, способный эффективно влиять на общественное мнение, как в России, так и за рубежом.

Они предоставляют молодежным экстремистским объединениям новые возможности по обеспечению формирования автономных ячеек. Для управления большими массами людей с помощью масс-медиа главным образом эксплуатируется страх, чтобы мифологизировать угрозу экстремизма в общественном сознании.

Систематическое насаждение в массовом сознании представления о наличии угрозы экстремизма превращает его в символ, захватывающий образ, создавая в обществе впечатление о всесильности террора.

Этому способствует специфика глобальной сети, которая обеспечивает такие преимущества, как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудности в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов.

В условиях распространенности виртуальных социальных сетей как средства коммуникации особого внимания заслуживает также и тема межнациональных отношений. Не секрет, что обсуждения межнациональной тематики в виртуальных социальных сетях имеют негативную окраску, а в ряде случаев – националистическую экстремистскую направленность. Под национальным экстремизмом в данной статье понимается идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса. Проявлением национального экстремизма является «разжигание ненависти между нациями и народностями, региональных войн, вооруженных конфликтов и столкновений, акты геноцида по отношению к так называемому коренному населению, которое выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав, ее интересов и отвергает подобные же права других национальных и этнических групп».

В сложившейся ситуации, все больший интерес исследователей вызывает проблема влияния идей национального экстремизма, размещенных в виртуальных социальных сетях, на молодежь. Как было отмечено ранее, именно молодежь – это наиболее активная категория пользователей социальных сетей. Вместе с тем молодежная аудитория является одной из самых уязвимых, подверженных манипуляции категорий населения, которая в силу своих возрастных особенностей не способна анализировать и фильтровать получаемую информацию. Данный факт объясняет концентрацию внимания исследователей на данной возрастной группе.

Современная экстремистская деятельность направлена на то, чтобы с минимальными финансовыми и материальными затратами достигать максимальных результатов, выраженных в общественном хаосе. Террористический акт как событие вызывает глубокий общественный резонанс, а масс-медиа усугубляют ситуацию, создавая в социуме впечатление, что идеология экстремизма непобедима.

В виртуальном пространстве осуществляется управление деятельностью автономных групп, проводится идеологическая работа, сбор средств, а также непосредственная подготовка к совершению экстремистских акций. Одной из главных задач, решаемых экстремистскими и террористическими объединениями с помощью Интернета, является как можно более широкое освещение своих акций с привязкой их к идеологическим установкам и устрашением общества.

Опасность подобных групп в интернет – пространстве в том, что, прикрываясь пропагандой морально – этических, нравственных ценностей, которым должна следовать молодежь, эти сайты занимается формированием сторонников группы, привлечением симпатизирующих в свои ряды. Одним из приемов является формирование образа «героя», через восхваление и оправдание террористических действий, осуществленных на территории России. Подвергается критике сложившийся в стране форма празднования Дня Победы (раздача Георгиевской ленточки, возложение венков к памятнику Неизвестному Солдату), празднование Нового года и др. с позиции учений радикального Ислама. При этом, ни слова не упоминается о том, что на территории России исторически проповедуется традиционный Ислам, отличающийся от насаждаемого радикального – Ваххабизма. Следует отметить, что эти группы находят немало сторонников среди русских и русскоязычных пользователей. Помимо информационной функции социальные сети выполняют и функции по организации и координации массовых акций, имеющих своей целью открытую конфронтацию законно избранной власти. По мнению Сундиева Ю. И. задачи, которые решают руководители экстремистских групп через социальные сети заключаются в том, чтобы «обольстить» пользователей, создав с помощью информационно -манипулятивных техник максимально привлекательный образ своего сайта, сформировать или пробудить желание стать участником группы, т. е. осуществлять подобным образом деятельность по вербовке новобранцев. Экстремизм в современной России в основном носит закрытый, завуалированный характер. В скрытую форму своего существования вынуждают уходить порой все более ужесточающиеся законы в отношении экстремизма и, прежде всего политической его формы проявления. Однако, за этим еще не следует, что экстремистские сообщества прекратили свою деятельность. Они всего лишь адаптируются к изменяющимся условиям политико-правового пространства. Более того, по мере ужесточения законов, направленных на борьбу с экстремизмом, они используют более изощренные формы и методы работы, продолжая оказывать воздействие на пользователей социальных сетей. Основная форма распространения подобной информации осуществляется через тексты: статьи, печатные издания, стихи, песни, сюда можно отнести и комментарии интернет пользователей. В последнее время все больше интернет-пространство занимают видеоролики, видеофильмы экстремистского содержания. Для обнаружения наличия или отсутствия в этих материалах признаков экстремизма используются совокупность научных методов. В исследовании, прежде всего, текстовых материалов используются контент-анализ, дискурс анализ и контекстуальный (контекстный) анализ. Для анализа содержания плакатов, фотографий, картин, карикатуры и других объектов с изображениями целесообразно использовать визуальное исследование (метод фотографирования). Проблематика многообразие жанров, с помощью которой выражаются идеи экстремизма, актуализируют проблему выбора методов анализа интернет материалов. Наиболее распространенным является в изучении текстов контент-анализ. Однако функции и возможности этого метода не в полной мере позволяют выявить признаки экстремизма, в частности скрытой его формы. В том виде, в которой понимается содержание этого метода (количество упоминаний слов, словосочетаний) и используется на практике, не охватывает всего многообразия проявления экстремизма (политического экстремизма), не в полной мере позволяет выявить его признаки. Более того, выявление признаков экстремизма предполагает исследование содержания текста, где для этой цели используется контекстуальный (контекстный) метод. При выборе метода анализа интернет материалов с признаками экстремизма (политического экстремизма), важно знать, что контент-анализ вскрывает содержание текста, но не способен интерпретировать значение этого содержания, и поэтому исследователь должен изучать текст непосредственно.

Таким образом, выяснилось, что 1)в социальной сети «ВКонтакте» преобладают группы экстремистских организаций этнополитической направленности, деятельность которых определяет идеология вражды и ненависти к людям по их принадлежности по национальному, этническому и расовому признаку. 2)отсутствие открытого выражения протестного поведения и деятельности против системы и власти. Негативные высказывания появляются в процессе их негативных высказываний в адрес представителей народов Северного Кавказа и Средней Азии, а именно – мигрантов. Одним из ответвлений этнополитических организаций является сочетание их идеологии с религиозным аспектом. Существуют организации которые, критикуя власть и систему, одновременно пропагандируют идею возврата к своим к языческим корням. Другие же за восстановление православной Руси, традиционной культуры, искоренение вмешательство запада в жизнь нашей страны. Как правило, все эти организации представляют оппозиционную существующей власти и системе. С развитием информационно-коммуникативных технологий и повсеместному распространению Интернета, экстремизм из локального характера перерос в глобальный. Благодаря этому, экстремизм параллельно существует, как а в реальном мире, так и в виртуальном, приобретая конкретные очертания и проявления в реальности.

Обобщая вышеупомянутое, следует обозначить, собственно то, что виртуальные общественные сети предполагают собой, самое общее и легкодоступное средство коммуникации, собственно что порождает весь ряд задач, связанных с нехорошим воздействием националистических экстремистских материалов, распространяемых в виртуальных обществах. Для начала, материалы националистической экстремисткой направленности, создают свежие и подкрепляют уже имеющие место быть брутальные установки в отношении адептов народных групп. Во-вторых, высказывания и выражения, публикуемые в виртуальных обществах, связанных с обсуждением межэтнической проблематики, имеют нрав конструктивной, националистической экстремистской направлении. В-третьих, молодые люди при выборе формы выражения неповиновения оперируют в первую очередь информацией, приобретенной из сети Онлайн, нежели чем познанием, приобретенным от своих людей и приятелей.

Аза Манкиева

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь