Показное благочестие

0
186

Иногда, развернув красивую обертку, вы с удивлением обнаруживаете, что внутри находится старая, засохшая, покрытая плесенью конфета, совершенно не пригодная к употреблению. То есть, оказывается, что внешняя оболочка совершенно не соответствует внутренней сущности.

Подобным образом дело обстоит с людьми – большинство хороших с виду людей оказываются таковыми на самом деле. Но бывает и так, что внешняя приятность оказывается просто красивой формой и не более, за которой скрывается совсем другой человек: эгоистичный, хитрый, жадный, корыстный. Переживать подобное разочарование всегда неприятно – особенно, если мы считали этих людей своими друзьями и близкими людьми.

Такое разочарование обычно постигает нас, когда мы попадаем в беду – в такой ситуации мы узнаем, кто из наших друзей и знакомых был действительно настоящим человеком, а кто – просто пустой оберткой от конфетки, без внутреннего содержания.

Особенно неприятно переживать подобное разочарование в ком-то из друзей и знакомых, если он старался произвести впечатление набожного и благочестивого – старательно исполнял религиозные обязанности (посещал мечеть, совершал намаз, держал пост), делился с вами познаниями в религиозной сфере

В таком случае разочарование для некоторых людей может быть настолько тяжелым, что они разочаровываются и в религии вообще – «если даже набожные люди на поверку оказываются обманщиками и притворщиками, то что спрашивать с остальных? И где тогда вообще искать правды и истины в этой жизни?».

То есть, как мы видим, показное, неискреннее благочестие весьма опасно – оно не только вредит самому человеку, который только кажется религиозным, но и окружающим людям, которые, глядя на это расхождение между внешней и внутренней его сутью, могут вообще разочароваться в исламе.

Всевышний Аллах говорит о таких людях – обращаясь, прежде всего, к религиозным учителям, к наставникам (смысл): «Неужели призываете вы людей к благочестию, а о себе забываете? Ведь вы читаете Писание! Неужели вы не уразумеете?» (сура Аль-Бакара», 44)

«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите о том, чего не делаете» (сура Ас-Саф, 2-3).

Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Приведут одного человека и бросят в Огонь, так что горб его будет выдаваться в пламя. Там он будет ходить по кругу, как осел ходит вокруг мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: «О такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к благому и не запрещал нам неодобряемое?» Он скажет: «Да, я призывал к благому, но не выполнял это сам; и запрещал вам неодобряемое, но сам совершал это».

Почему так происходит, почему у некоторых людей слова начинают расходиться с делом? Чаще всего такое несколько показное благочестие свойственно людям, которые только-только вернулись к соблюдению религии. Человек настолько воодушевлен своим новым состоянием, что он всячески хочет внешне продемонстрировать, что он мусульманин, что он не такой, как прочие, грешные люди.

Он старается одеться иначе, чем окружающие, выглядеть не так, как остальные люди, на каждый случай жизни у него находится аят Корана или хадис, даже вместе обычных слов родного языка он старается употреблять арабские слова. Такое – внешнее – изменение жизни, разумеется, очень похвально, тем более, что многим людям оно тоже дается с большим трудом – если девушка привыкла носить короткие юбки и платья, ей непросто привыкнуть к закрытой одежде, если юноша привык ходить в ночные клубы и употреблять спиртное, ему непросто отказаться от этого занятия и начать ходить в мечеть и медресе.

Но перемена нашей жизни не должна ограничиваться только этими внешними проявлениями. Намаз или пост – это столпы ислама, это наши основные обязанности, за которые мы будем спрошены в Судный день. Однако, усердие в совершении этих деяний должно идти рука об руку с изменением своего характера, отказом от плохих, порицаемых деяний и приобретением благого нрава.

Второй причиной такого расхождения внешней и внутренней сути человека может быть поверхностность, несерьезное, неглубокое отношение к религии. Человек вырос в религиозной семье, где нормальным было совершать намаз, держать пост, употреблять в пищу только дозволенные продукты. Однако он исполняет эти обязанности только внешне, своими органами, а его сердце совершенно глухо к ним, в нем нет искренности, для него это только формальность, традиция – которой он следует из боязни осуждения или порицания от родных и друзей. Его сердцу не хватает искренности и настоящей богобоязненности – когда человек постоянно представляет себя перед взором Аллаха, старается достичь Его довольства.

И уж совсем печально, если причиной такого показного, внешнего благочестия является элементарное желание хорошо устроиться в жизни, найти спокойный способ зарабатывать на жизнь. Возможно, такой человек имеет в душе какие-то остатки религиозного чувства, но они погребены под соображениями расчета, корысти, других мирских соображений. Это состояние особенно опасно – поскольку граничит с лицемерием, когда человек только внешне кажется верующим, при этом не имея веры в душе.

Более того, некоторые возможно, вообще не задумываются о том, что в религии помимо внешних обязанностей – которые человек должен исполнять своим телом (как намаз или пост) или имуществом (как закят или хадж), есть еще внутренние – обязанности сердца, такие как отказ от гордости, злословия, показных деяний, грубости, сквернословия, лжи.

Всевышний говорит об этом (смысл): «Благочестие состоит не только в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Однако благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, несмотря на свою любовь к имуществу. Тот благочестив, кто расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, раздавал закят, соблюдал договоренности после их заключения, проявлял терпение в нужде и при болезни, а также во время сражения. Это те, кто правдив. Это те, кто боится Аллаха» (Сура «аль-Бакара», аят 177).

Как же быть, как человеку, желающему жить согласно предписаниям религии, не превратиться в человека, у которого на языке одно, а в делах совершенно иное?

  1. Нельзя забывать о том, что помимо внешних религиозных обязанностей – как намаз, пост, отказ от запретной пищи, есть внутренние – как отказ от грубости, лени, жадности, зависти, гнева, – и они не менее важны.
  2. Не допускайте в свое сердце гордость и высокомерие. Если вы начали соблюдать ислам – читать намаз, держать пост, отказались от спиртного, а ваши родные или друзья – нет, это не повод считать себя лучше их. Наставление на прямой путь – это милость от Всевышнего, а не чья-то заслуга. Кто знает, возможно, через какое-то время Аллах их тоже наставит на истину.
  3. Не делайте ничего напоказ – только ради того, чтобы показать себя человеком верующим, чтобы произвести впечатление на людей, чтобы вас похвалили. Наша религия многократно предупреждает нас об опасности такого греха как рия, совершение деяний напоказ. В хадисе говорится: «Деяние, в котором есть хоть малая толика рия, Всевышний Аллах не примет».
  4. Каждый день проверяйте себя – не только правильно ли вы совершили намаз, но и вспоминайте – не обидели ли вы кого-то, не нагрубили, не солгали, не схитрили. Если вспомните какую-то ошибку, просите прощения у Аллаха и у человека, которого вы обидели.

5. Старайтесь вести себя дома – с родителями, супругами или детьми – так же, как вы ведете себя на людях. Не допускайте здесь хамства, дерзости, пренебрежения к людям, не отказывайте родным в помощи, когда вас просят об услуге. И тогда, по милости Всевышнего, вы будете поистине прекрасным человеком – и внешне, и внутренне, и душой, и телом.

Муслима Кобулова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь