Психология скуки

0
80

Время от времени человек оказывается в безрадостном пространстве, называемым скукой. Каждому оно знакомо из памяти опыта, но большинство мало знает о некоторых сторонах этого явления. Скука –  это такое психофизиологическое состояние, которое характеризуется низкой активностью работы головного мозга и сниженной мотивацией. Нечто вроде эмоционального, интеллектуального вакуума, в котором пребывает скучающий. Несмотря на то, что скука считается «нормальным» явлением, ее все же нельзя отнести к числу естественных состояний человека. Объяснение – в работе головного мозга.

Иными словами, мозг предрасположен к постоянной деятельности, активной работе: как мельница, которая вертится беспрестанно. Наверно, скука возникает именно тогда, когда человеку «нечего молоть».

Избежать скуки можно посредством выбора какого-либо стимула, который как раз вынуждает нервную систему «ответить» ему, начать деятельность.

Согласно Эриху Фромму существует два основных вида стимулов: простые и сложные (или вдохновляющие).

Простой стимул вызывает к жизни влечение, это стимул, о котором человек может сказать, что его «влечет к нему». Вдохновляющий стимул мобилизует стремление, т. е. такую реакцию, в ходе которой человек активно устремляется к определенной цели. Простые стимулы при многократном повторении перестают действовать; вдохновляющие каждый раз воспринимаются нервной системой по-новому, вызывают  творческую реакцию. В этом случае между стимулом и человеком возникает отношение взаимодействия – в отличие от простых стимулов, в отношении которых человек ведет себя более пассивно. Вдохновляющий стимул нуждается в понимающем, тонко чувствующем «реципиенте». Чтобы ответить на простой стимул, достаточно быть «живым организмом».

Один из психологов писал, что главной целью человека становится стремление убежать от скуки. Если учитывать те способы «бегства», которыми пользуются для достижения этой цели, то здесь наиболее уместно такое определение как «волк в шкуре овцы»: вроде безобидное состояние, но может сподвигнуть человека на пагубные и неожиданные поступки.

Большинство людей во избежание скуки использует как раз «простые стимулы»: алкоголь, развлечения, чревоугодие, телевидение, блуждание по интернету в поисках «чего-нибудь интересного», авантюры и т.п. Со временем это может стать привычкой, от которой трудно избавиться. Потому что она выполняет функцию «не позволить скучать». Избавившись от нее, человек просто растеряется, не зная, как поступить с освобожденным временем. Получается, что саморазрушение для человека более приемлемо, чем свободное время, которое он не умеет использовать с интересом и во благо. О таких Пророк Мухаммад сказал: «Многие люди обделены двумя милостями: свободным временем и здоровьем» (аль-Бухари). То есть, многие люди не умеют мудро пользоваться этими милостями: временем и здоровьем.

В контексте религиозной практики к вдохновляющим стимулам можно отнести:

– чтение Корана, требующее размышления, внимательности;

– молитва, ценность которой равнозначна ее осознанности;

– знания, которые необходимо реализовывать в практике;

 – послушание Аллаху

– со смирением перед Его величием и любовью к Нему, с пониманием, что Всевышний запрещает и позволяет согласно Своей мудрости.

В контексте подразделения видов стимулов на простые и вдохновляющие, можно с уверенностью сказать, что все дозволенное и поощряемое Исламом, будь то знание, поступок или духовная практика относится к числу вдохновляющих стимулов. Потому что максимальный заряд блага, заложенного в них, может «сработать» только при наличии понимания и искренности со стороны «реципиента».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь