Тайна исламской геометрии

0
143

Наверняка каждый из нас любовался тонкой работой мастеров, разглядывая узоры на стенах мечетей. Исламский канонический запрет на изображение живых существ дал толчок развитию таких направлений, как архитектура, каллиграфия и орнамент. Эти виды искусства отказались от формы предмета, сосредоточившись на его сути, его предназначении.

Как и в математике, в области геометрического орнамента исламская цивилизация наследовала античной традиции. Самые ранние образцы исламского геометрического украшения не отличались от современных им византийских, римских или персидских образцов. Пример тому – решётки на окнах Большой мечети Омейядов в Дамаске, датированные восьмым веком.

В последующие три столетия исламское геометрическое искусство стремительно развивалось. Чаще всего этими узорами украшали архитектурные строения и рукописи. К одиннадцатому веку исламский орнамент уже навсегда отделился от античных корней, перерос свою декоративную природу и стал самодостаточным искусством. В этом уникальность и отличие исламской геометрии от орнаментальных традиций других культур и эпох.

В разные эпохи в состав исламской геометрии входили, помимо орнамента, геометризованная эпиграфика и трёхмерные своды мукарнас. Это те самые углубления, которые мы видим на сводах некоторых мечетей.

За последующие столетия древо этой традиции разрослось на самобытные ответвления, не похожие друг на друга. Даже неопытный наблюдатель заметит отличие Персидского орнамента «гирих» и Магрибско-Андалузской плитки «зеллидж». Со временем каждая из ветвей разделилась на множество внутренних стилей и школ.

Трудно переоценить роль исламской цивилизации в сохранении античного математического наследия. Европейские учёные Нового времени познакомились с античными трактатами именно через арабские переводы, благодаря им греческая наука не была навсегда утрачена. Ведь известно, что в Средние века на Западе античные «языческие» сочинения уничтожались.

В основе исламской геометрии лежат природные закономерности двухмерного пространства. Открытие этих законов скрыто во тьме веков. Ещё античные геометры стремились свести к минимуму набор геометрических инструментов. Опытным путём они пришли к выводу, что для сложных геометрических операций, например для построения правильных многоугольников, разделения окружностей, углов и прямых на равные части, необходимо лишь два инструмента: циркуль и линейка. Причём линейка используется не для измерений, а только как инструмент для рисования прямых. Используя только циркуль и линейку, греки открыли множество хитроумных решений и методов.

Исламские геометры унаследовали эти методы и впоследствии значительно обогатили их. До нас дошли трактаты средневековых исламских учёных. Среди них – работа персидского учёного одиннадцатого века Абу-ль-Уафа Аль-Бузджани «Что необходимо ремесленнику из геометрических построений». Автор описывает построения различных фигур при помощи циркуля с постоянным раствором.

Сегодня сложно сказать, что было первично: научные открытия или художественная практика. Я думаю, что порой открытия в геометрии стимулировали усложнение художественных форм, а иногда, наоборот, математические трактаты появлялись в попытке обобщить уже существующий архитекторский и ремесленный опыт.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках этот вид искусства был практически забыт даже в исламских странах. Причин тому много, основная – влияние западной культуры. Старые традиционные формы архитектуры (которые и служили основными носителями исламского орнамента) уступали место универсальным западным формам, более подходившим новому образу жизни и требованиям быта. В отличие от других областей исламского искусства, современная исламская геометрия утратила преемственную связь с мастерами прошлого. Этого не произошло, например, в каллиграфии.

Среди всех областей исламского искусства исламская геометрия сегодня изучена меньше всего. Это касается даже тех стран, в которых в двадцатом веке были предприняты значительные усилия по возрождению традиционных форм архитектуры и ремесла, таких как Иран или Марокко. Теоретические и практические успехи в этой области связаны с работой отдельных увлечённых личностей, раскиданных по всему миру: исследователей, художников, дизайнеров и архитекторов. Я рад возможности контактировать со многими из них через Интернет.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь