Феномен снискания благодати (Заключительная часть)

0
660

Аргументы тех, кто дозволяет табаррук посредством праведных людей:

  1. Доказательство из произошедших событий.

История о монахе Джурайдже[1]

В сборнике Муслима[2] приводится известная история монаха Джурайджа о трёх младенцах, которые заговорили: «…Затем ( Джурайдж) сказал: где ребёнок? Они привели его к нему. Затем он помолился и подошёл к младенцу. Положил руку на живот и спросил, о, мальчик, кто твой отец? Он ответил: «Такой-то пастух». Услышав это, люди стали подходить к Джурайджу, целовать его и дотрагиваться до него, а потом сказали: «Мы построим тебе келью из золота!», — но он сказал: «Нет, стройте её из глины, какой она и была!», — и они сделали это. [Сахих Муслим, Том 4, стр. 1976, хадис -2550]

Это событие, которое упомянул сам пророк, указывает на дозволенность снискания благодати у праведных людей.

2.Рациональные доводы.

Есть множество хадисов, повествующих о снискании благодати у посланника Аллаха. Вопрос в следующем, почему дозволяется испрашивать благодать у праведных людей помимо пророка.? Главный ответ в этом вопросе это причина, из-за которой испрашивали благодать. Причина заключалась в убеждении посланника Аллаха, его набожности, праведности и близости к Аллаху. Так как эти причины могут также присутствовать и у других, как, например, у аулийа[3] (святых угодников Аллаха) и  у праведных добродетелей. Отсюда снискать благодать через праведных людей также допускается.

Аргументы запрещающих табаррук:

  1. Снискание благодати является особенностью пророков;
  2. Сподвижники и праведные предшественники не испрашивали благодати;

3.Снискание благодати может стать предпосылкой поклонения праведным людям, помимо Аллаха.

Своим оппонентам мусульманские учёные ответили следующим образом:

Во- первых, претендовать на особенность и частность в данном вопросе требует доказательств из Корана либо сунны. Основой же во всех шариатских законах является всеобщность и универсальность. При опровержении того, что праведность пророка является обязательной и категоричной, а праведность других людей является гипотетической и некатегоричной, следует отметить, что большинство шариатских заключений основано на гипотетических доказательствах. По поводу же второго доказательства оппонентов учёные привели огромное количество доказательств в обратном их утверждении. Мы приведём их на основе высказываний авторитетных имамов четырёх правовых школ немного ниже. [ Кидиш[4], Табаррук через праведников, стр. 66-67]

На третье доказательство опровергается тем, что ибадат (поклонение) и табаррук совсем разные вещи. Порой внешние действия табаррука могут быть похожими на внешние действия поклонения. Человек, испрашивающий благодать, вовсе не поклоняется кому-либо или чему-либо. Он испрашивает благодать, желая лишь получить благословение. Если действия совершающего табаррук у праведных людей похожи на поклоняющегося, то обязательно нужно учитывать намерение. Человек с намерением испрашивать благодать у кого-либо или чего-либо не означает, что он ему поклоняется.

Ханафитский мазхаб о табарруке

Снискание благодати через посещения могил праведников

В Хашият Ибн Абидин[5] приводится: « …Если женщины преклонного возраста посещают могилы для поучения, сострадания без оплакивания и снискания благодати через праведных праведников, то в этом нет ничего  предосудительного. Для молодых девушек это порицается». [Ибн Абидин, том 2, стр. 242]

Снискание благодати целованием руки алима[6](учёного)

Приводится в Хашият Ибн Абидин: «…нет ничего предосудительного в целовании руки набожного знающего человека в качестве испрашивания бараката (благодати)». [Ибн Абидин, том 6, стр. 383]

Маликитский мазхаб о табарруке

Снискание благодати захоронением по соседству после смерти

В книге «Мадхале  Ибн Хаджа[7]» приводится: «…близкому покойного следует выбрать место захоронения возле учёных, святых авлия и праведных людей, дабы получить баракат от них».[Ибн Хадж, Том 3,стр 257]

В Аш-шарх аль кабир Дардира[8] приводится: « …Люди, которые выносят почву из кладбищ для получения благодати, то это не порицается. Он добавил, что люди всегда выносили почву и снискали благодать могилами учёных, шахидов[9] и праведных людей» [Ад-Дардир, Хашият ад-Дасуки, Том1,раздел посещение кладбищ, стр. 422]

Шафиитский мазхаб о табарруке

Имам Шафии испрашивает благодать возле могилы Абу Ханифы[10]

В книге «История Багдада» говорится о том, как имам Шафии искал благодать возле могилы Абу Ханифы. Он говорил: «Безусловно, я ищу бараката посредством Абу Ханифы. Я прихожу к его могиле каждый день. Когда у меня появляется нужда, я совершаю два ракаата, подхожу к его могиле и прошу Аллаха о своей нужде возле него (возле могилы Абу Ханифы). Не проходит длительное время как моя просьба исполняется». [Аль-Хатыб, История Багдада, Том1, стр.445]

Испрашивание благодати при жизни и после смерти

В книге «Ихья улюмуддин» («Возрождение религиозных наук»), в главе секреты паломничества, приводится: « … и к нему  относится посещение могил пророков, сподвижников, табиинов[11], учёных, святых авлия и всякого, при жизни  у которого снискали благодать, после смерти  у которого также будут испрашивать благодать путём посещения его могилы».[Аль-Газали, Ихья Улюмуддин,Том 2, стр. 247 ]

Ханбалитский мазхаб о табарруке

Имам Ахмад[12] испрашивает благодати джуббой[13] Яхья сын Яхья[14]

В книге имама аз-Захаби[15] «Сияр аалям ан-нубаля» приводится: « Яхья завещал некоторые вещи имам Ахмаду. Когда ему представили, он выбрал одну из них для бараката, а остальные вернул…» [Аз-Захаби, Том 10, стр. 517]

Предпочтение оставлять что-либо из еды праведным гостем для снискания благодати хозяевами

В книге «Аль-Инсаф аль-Мардави[16]» приводится следующее: « Рекомендуется гостю оставлять что-либо из еды, особенно если он из праведных людей, либо там есть нужда». [Аль-Мардави, аль-Инсаф, Том 21, стр.376]

Все вышеизложенные тексты напрямую подтверждают то, что испрашивание благодати практиковалось всеми авторитетными учёными в мусульманском мире. Мы лишь привели в качестве примера небольшую часть из жизни как самого пророка, так и других праведных людей. В действительности же событий, указывающих на дозволенность снискания благодати, очень много.

Заключение

На протяжении всей исламской истории учёные не порицали снискание благодати, наоборот, побуждали к тому. И лишь немногие учёные придерживаются иного мнения, считая табаррук у праведников запретным.

В заключение следует отметить, что абсолютное большинство учёных мусульманского мира дозволяют снискание благодати через протирание вещей праведников, целование их рук, использование их вещей и тому подобное. Некоторые даже рекомендуют испрашивать благодать как через живых праведников и их вещи, так и через усопших, как это делали все авторитетные имамы правовых школ. Также снискание благодати практикуется для привлечения божественной милости. Для верующего человека мусульманина это важный компонент в религии.

Использованная литература

  1. Священный Коран сура Юсуф 93-96 аят, сура Аль-Анам 155
  2. Абу Закария Мухуиддин Яхья бин Шараф ан-Навави. Аль-минхадж шарх сахих Муслим бин аль-Хаджадж. Бейрут: Дар ихьяи ат-турас- аль-араби. 1392 год по хиджре. Том 14, стр. 9
  3. Ад-Дардир, Мухаммад бин Ахмад бин Арафат ад-Дасуки аль-малики. Аш-шарх аль-кабир ли-Дардир уа Хашият ад-Дасуки. Бейрут: Дар аль-фикр. Том1, раздел посещение кладбищ, стр. 422
  4. Ад-Диярбакри, Хусеин бин Мухаммад бин Аль-Хасан ад-Диярбакри. Тарих аль-хамис фи ахвал анфусинафис Каир: местное издательство Усман Абдуразик.1884=1302 по хиджре. Первое издание. Том 2, стр. 393
  5. Аз-Заджадж, Ибрахим бин Сари бин Сахль Абу Исхак Аз-Заджадж. Маанилькуран уа Иарабух. Бейрут: Алим аль- кутуб. 1998= 1408 по хиджре. Том 2, стр.306
  6. Аз-Захаби, Шамсуддин Абу Абдиллях Мухаммад бин Мухаммад бин Усман бин Каймаз аз-Захаби. Сияр аалям ан-нубаля. Бейрут: Рисалят, 1985.Том15, стр. 104, том 6, стр 115, том 10, стр. 517
  7. Аз-Зирикли, Хайруддин бин Махмуд бин Мухаммад бин Али бин Фарис ад-димашки аз-Зирикли. Аалям лизирикли. Бейрут: Дар аль-ильм лильмаляин, 2002. Том 2; стр. 256, Том1, стр.244
  8. Аль- Бухари, Мухаммад бин Исмаил бин Абу Абдуллах аль-Бухари аль-Джаафи.Сахих аль-Бухари. Бейрут: Дар таук ан-наджат. 1422 по хиджре. Первое издание. Том 3, стр.193, хадис-2731, том 2, стр 113, халис-5637
  9. Аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ихья Улюмуддин, Бейрут: Дар аль-маарифа. Том 2, стр. 247
  10. Аль-Мардави, Аляуддин Абу аль-Хасан бин Али бин Сулейман бин Ахмад аль-Мардави. Аль-Инсаф. Каир, Египет: Хаджр литыбаа.1995=1415 по хиджре. Первое издание. Том 21, стр.376
  11. Аль-Хатыб, Абу Барк Ахмад бин Али бин Сабит бин Ахмад бин Махди аль-Хатыб аль-Багдади Тарих аль-Багдад (История Багдада), Бейрут: Дар аль-гарб аль-ислями.2002. Том 1, стр.445
  12. Ар-Рази, Зайнуддин Абу Абдуллах Мухаммад бин Абби Барк бин Абдульгадир аль-ханафи ар-Рази. Мухтар ас-Сихах. Бейрут: Дар Намузаджия. 1999. Стр. 344, 251, 33
  13. Ибн Абидин. Мухаммад Амин бин Умар бин Абдульазиз Абидин ад-димашки аль-ханафи известен как Ибн Абидин. Хашият Ибн Абидин –Рад аль-мухтар аля дур аль- мухтар. Бейрут: Дар аль-Фикр.1992. Том 2, стр. 242, том 6, стр.383
  14. Ибн Аби Шайба, Абу Бакр бин Абби Шайба Абдулла бин Мухаммад бин Ибрахима бин Усман бин Хости аль-абаси. Мусаннаф. Джидда: Дар аль-кибла. Научно-текстологический анализ- Мухаммад Авама. Том 8, стр. 799, Глава 539 о касании кафедры пророка, хадис – 16129.
  15. Ибн Хадж, Абу Абдуллах Мухаммад бин Мухаммад бин Мухаммад аль-абдари аль-фаси аль-малики известен как Ибн аль-Хадж. Мадхаль. Каир, Египет: Дар ат-турас. Том 3, стр. 257
  16. Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Ахмад бин Али бин Хаджар аль-Аскаляни аш-шафии. Фатх аль-бари шарх сахих аль-бухари. Бейрут: Дар аль-маарифа.1379 по хиджре. Том 10, стр. 99, хадис -5637, том 1, стр.469, хадис-483
  17. Кидиш. Ат-табаррук биссалихин. Абдульфаттах бин Салих Кидиш аль-йафии. Амман, Иордания: Дар ан-Нур.Стр.66-67
  18. Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б., Прозоров С.М.. Ислам: Энциклопедический словарь. Москва: Наука, 1991, С 340, стр. 45-46
  19. Муслим. Муслим бин Аль-Хаджадж Абуль Хасан аль-кушайри ан-Нейсабури. Сахих Муслим. Бейрут: Дар ихьяи ат-турас- аль-араби. Том 4, стр. 1976, хадис- 2550
  20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: Издательство Мир и Образование.2019. С 736, стр. 54

[1] Начало истории Джурайджа передаётся Абу Хурайрой в сборнике Муслима. Пророк ﷺ сказал: «Никто кто не заговорил в младенчестве, за исключением троих, одним из которых был ‘Иса ибн Марьям. Что касается второго, то им был младенец, с которым говорил Джурайдж.

Джурайдж был человеком, посвятившим себя поклонению Аллаху. Он построил себе келью и постоянно находился в ней. Однажды, когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и сказала: «О Джурайдж!» Он сказал: «О Господь мой, мать моя или молитва моя!», — после чего продолжил молиться, а она ушла. На следующий день она снова пришла к нему, когда он молился, и сказала: «О Джурайдж!», — и он снова сказал: «О Господь мой, мать моя или молитва моя!», — после чего продолжил молиться. На третий день она снова пришла к нему, когда он молился, и сказала: «О Джурайдж!», — и он снова сказал: «О Господь мой, мать моя или молитва моя!», — после чего продолжил молиться. Тогда она сказала: «О Аллах, не дай ему умереть, пока он не посмотрит на лица блудниц!» И после этого сыны Исраиля стали говорить о Джурайдже и его поклонении, а среди них была одна блудница, красоту которой приводили в пример. Она сказала: «Если хотите, я обязательно совращу его!» И она явилась к нему, но он даже не повернулся к ней. Тогда она пришла к пастуху, укрывавшемуся в его келье, позволила ему овладеть собой и забеременела, а когда она родила, то сказала: «Он от Джурайджа». И тогда люди пришли к нему, заставили его спуститься вниз, разрушили его келью и принялись избивать его. Он спросил: «Что с вами?» Они сказали: «Ты совершил прелюбодеяние с этой блудницей, и она родила от тебя!» Он спросил: «Где этот ребёнок?», — а когда они принесли его к нему, Джурайдж попросил: «Дайте мне помолиться». И он совершил молитву, закончив же молиться, подошёл к ребёнку, положил руку на его живот и сказал: «О, мальчик, кто твой отец?» Ребёнок ответил: «Такой-то пастух». Услышав это, люди стали подходить к Джурайджу, целовать его и дотрагиваться до него, а потом сказали: «Мы построим тебе келью из золота!», — но он сказал: «Нет, стройте её из глины, какой она и была!», — и они сделали это… [Сахих Муслим, Том 4, стр. 1976, хадис — 2550]

[2] Сборник Муслима — второй по степени достоверности источник по хадисам, которые признаются всеми мусульманскими учёными.

[3] Аулийа — арабское слово от ед. числа «Вали». Святые угодники или друзья Аллаха. В народном Исламе аулийа почитались как чудотворцы, носители божественной благодати (барака), покровители различных ремёсел, заступники. [Ислам: Энциклопедический словарь, Г.В.Милославский, стр.45-46]

[4] Абдульфаттах бин Салих Киддиш аль-йафии- современный мусульманский учёный и исследователь.

[5] Муха́ммад Ами́н ибн У́мар ад-Дима́шки, более известный как Ибн Абиди́н (араб. ابن عابدين‎; 1784 г., Дамаск, совр. Сирия — 1836 год, там же) —крупный исламский богослов, один из самых выдающихся мусульманских правоведов (факихов) Османской империи. Великий ученый, факих, усули, потомок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), так как его род восходит к имаму Зейн аль-Абидин.

[6] Алим — мусульманский знаток исламских наук.

[7]Ибн Хадж (ск.737 по хиджре) — крупный маликитский учёный

[8] Ахмад бин Мухаммад бин Ахмад аль адави известен как Дардир — маликитский учёный, факих (1127-1201=1715-1786) [Зирикли, том 2, стр.244]. Его называют последним великим муджтахидом мазхаба имама Малика

[9] Шахид- мученик, павший на поле боя за веру

[10]  Нуаман сын Сабита Абу Ханифа (80-150 г. по хиджре) – основатель ханафитской школы. Его называют великим имамом. Так как он был самым ранним из них. Две треть мусульманской общины придерживаются его учения в вопросах права.

[11] Табиины- мусульмане, которые видели сподвижников, но не видели пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

[12] Имам Ахмад сын Ханбаля (780-855гг.)- основатель ханбалитской правовой школы.

[13] Джубба-верхнее длинное одеяние у арабов.

[14] Яхья сын Яхья сын Абу Бакра- учёный Хурасана, хафиз

[15] Мухаммад сын Ахмада сын Усмана аз-Захаби- хафиз, историк, учёный исследователь, известен как Имам аз-Захаби.

[16]Али сын Сулеймана сын Ахмада аль-Мардави (1414-1480гг.) — ханбалитский учёный, правовед.

Текст подготовил: помощник имама мечети Люхуров Малик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь