Урдув – материальная база для новой семьи

0
60

Калым — выкуп за невесту, по понятиям ингушского народа, лишь подменило слово «урдув» — средства, предназначенные на минимальное приданое невесты

На  протяжении десятилетий коммунистическая идеология внедряла в  сознание людей мысль «о  продаже» дочерей в  азиатских и  северокавказских республиках, тем самым усиливая статус «незрелости», «отсталости», «дикости» этих народов.

Свидетельством тому является и  постановление Горского центрального исполнительного комитета 1922  года: «На  территории Горской Республики воспретить при заключении брака вносить родственникам невесты калым как плату за  него и  принимать его. За  нарушение настоящего постановления виновные подвергаются штрафу. Помимо штрафа, виновные подлежат по  определению суда заключению в  места лишения свободы до  3-х месяцев».

В  30-х гг. ХХ  века такие газеты, как «Горская правда», «Красная Кабарда», «Адыгейская жизнь», вели «страницу горянки», где чуть  ли не  в  каждом номере публиковались статьи с  примерно такими заголовками: «Уничтожьте калым!»; «Когда  же конец варварским обычаям над горянкой?». Манипулируя словом «калым» в  понимании  — как выкуп, советская идеология крепко закрепляла в  сознании масс негативное отношение к  подобному рода явлению. Мышление подобное бытовало и  в  80-х годах. «А  сколько дадут калым за  вас?»  — такое приходилось слышать, и  не  раз, от  разного рода обывателей, акцентируя внимание на  том, что родители так и  ждут, пока «продадут» свою дочь состоятельному дяде. Это основные стереотипы мышления граждан бывшего СССР по  поводу так называемого калыма, который имеет место быть и  по  праву занимает своё столбовое значение в  вопросах брака у  представителей многих народов. Проблема лишь в  понимании и  интерпретации сущности этого древнего обычая.

Вообще калым  — это выкуп, который платит жених за  невесту ее  родителям, в  качестве компенсации семье за  утерю работницы; своего рода гарантия того, что муж не  выгонит жену. Проделав небольшой экскурс в  историю, мы  заметим, что корни обычая уплаты калыма кроются в  особенностях древнего общественного быта, и  факт существования его установлен для всех народов, не  исключая и  славян. Во  многих традиционных свадебных обрядах составляющим являлся выкуп невесты, но  он  сводился лишь к  символическому обряду, очень забавному и  развлекательному. Так, у  ингушей рядом с  невестой стояли родственники, подруги, требуя выкуп у  юноши, который пришёл за  невестой. И  это сопровождалось шутками, смехом, потасовками с  целью снять шапку в  качестве выкупа. На  выезде из  села, как правило, дети ставили преграды, требуя выкуп. Эта традиция сохранилась и  по  сей день и  пользуется популярностью у  детей, получающих за  это вознаграждение в  виде денег. У  представителей русского народа, например, на  въезде в  село устанавливалась преграда в  виде бревна или другого заслона для выкупа за  девушку.

В  исламе понятия «калым» в  прямой его интерпретации нет. Есть другое понятие  — махр  — подарок жениха невесте в  виде приданого, который остается в  её  распоряжении и  после свадьбы, а  в  случае развода остается и  после развода. «Отдавайте женщинам их  махр. Вы  не  имеете права на  их  махр. И  если они по  своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы  можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на  благо семьи» (сура 4).

В  ингушском  же обществе значение слова «калым»  — как выкуп за  невесту, никак не  вписывается ни  в  традиционную культуру, а  с  принятием ислама, ни  в  идеологическую составляющую. Слово «калым» лишь подменило слово «урдув» (ограниченная советом старейшин сумма денег, предназначенная на  минимальное приданое невесты). Вопрос о  размерах урдув всегда являлся и  является самой обсуждаемой темой общества. Чтобы сумма урдув не  обременяла семьи с  низким и  средним уровнем достатка, советом старейшин вводится сумма, обязательная для всех членов общества.

В  1879  году, например, депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму урдув в  105 рублей и  постановили подвергать штрафам тех родителей невесты, которые принимали какие-либо подарки. Сегодня сумма урдув составляет 50  тыс. рублей, но  в  последнее время всё чаще сторона невесты отказывается от  такой помощи, что говорит о  повышении благосостояния общества. А  семья жениха, по  мере своего материального состояния, старается компенсировать эту сумму невесте подарками в  качестве золотых украшений, причём желательно с  бриллиантами и  определённой суммой денег от  100 и  более тысяч. Последняя сумма, в  свою очередь, расходуется на  приобретение невестой всего того, что ей  необходимо: для обновления гардероба, разнообразной бытовой техники, для подарков семье жениха и  тому подобное. Конечно  же, основные расходы всё  же несёт семья невесты, которой помогают и  многочисленные родственники.

Подытоживая сказанное, отметим, что из  общественного сознания постепенно искореняется слово «калым». Понятие «урдув» уже заняло своё достойное место и  независимо от  того, воспользовалась семья девушки этой поддержкой или нет, утвердило свою значимость и  воспринимается в  обществе как отработанная веками мудрая традиция создания материальной базы для новой семьи.

Лилия Харсиева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь