Следуя добрым традициям

0
103

Культурное развитие как этикет взаимоотношений

25  лет назад был издан Указ Президента Республики Ингушетия «О  мерах по  возрождению этики, культурных, морально-нравственных ценностей ингушского народа».

25  лет назад, 27  января 1994  года, был издан Указ Президента Республики Ингушетия «О  мерах по  возрождению этики, культурных, морально-нравственных ценностей ингушского народа».

По  словам политологов, издание такого важного нормативно-правового акта было сопряжено и  продиктовано самим временем, когда культура, как одна из  существенных сторон жизни общества, на  фоне не  до  конца ещё стабильной политической обстановки в  нашем регионе выглядела достаточно незащищенной. Указ содержал в  себе основные моменты, на  которые всем структурам власти вновь образованной республики велено было обратить пристальное внимание, так как от  надлежащего выполнения всех пунктов этого акта зависело дальнейшее культурное и  эстетическое развитие самого молодого субъекта Российской Федерации.

Ингуши по  праву гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и  обычаями, оставленными мудрыми предками. В  них непоколебимый дух добрососедства и  настоящего кавказского долголетия. Государственная политика действующей власти хорошо осознает, что традиции и  обычаи народа играют важную роль в  воспроизводстве культуры и  духовной жизни, в  обеспечении преемственности и  гармоничном развитии общества и  личности. Именно поэтому такому направлению, как культура, на  федеральном уровне уделяется особое внимание и  постоянно проводится параллель и  сравнительный анализ того, что было, что есть, и  что нам стоит ожидать в  будущем.

Если говорить о  прошлом, то  можно с  уверенностью сказать, что доброта, открытость, уважение собственного достоинства, толерантность к  различным культурам, доброжелательность во  взаимоотношениях с  соседями  — всё это проявления вековых традиций народа. Этикет взаимоотношений ингушей друг с  другом и  с  представителями других народов, дошедший до  наших дней,  — яркое тому подтверждение.

В  древности, как мы  знаем, ингуши были великолепными строителями. А  их  башенные постройки являлись образцами народного зодчества. Нельзя сказать, что и  в  наши дни ингуши разучились строить. Но  среди нас сегодня вряд  ли найдется такой человек или группа людей, которые смогли  бы повторить опыт строительства наших предков в  горах. Да  и  возводят нынче жилища вовсе не  из  камня, а  в  основном из  красного кирпича, самана и  цементно-песчаного блока.

На  территории Ингушетии в  древности также были развиты различные ремесла, в  том числе оружейные промыслы, гончарное дело, ювелирное и  кузнечное производство. Заметную роль в  быту ингушей играла деревообработка и  кожевенное ремесло. Надо сказать, что обработка кожи была распространена в  Ингушетии повсеместно, и  объяснялось это тем, что в  каждом подворье имелся крупный и  мелкий рогатый скот. Но  современный мир ингушей давно уже не  представляет себе самодельные виды оружия и  гончарное ремесло, а  обработка кожи сама по  себе вышла из  обихода нашей жизни, потому что эта отрасль не  может существовать без содержания домашних животных.

Говоря о  религиозной стороне древних ингушей, надо сказать, что тогда, до  принятия ингушами ислама, бытовали различные языческие религиозные верования. Повсеместно в  горах, вблизи селений и  на  труднодоступных вершинах, возводились каменные святилища-молельни в  честь патронов  — покровителей, которым поклонялись наши далекие предки. С  приходом в  наши края ислама мусульманская вера стала важной частью культуры Ингушетии.

В  фольклоре ингушей заметное место занимает устное народное творчество: героические, исторические и  лирические песни, сказки, сказания и  предания, пословицы и  поговорки. А  в  прикладном искусстве выделяются резьба по  камню и  изготовление войлочных ковров красных и  оранжевых тонов с  самобытным орнаментом. Сейчас мало кто из  женщин может похвастаться умением ткать ковры из  фетра, хотя это такое искусство, которое не  имеет право угаснуть.

Важную роль в  общественном быту ингушей играл обычай гостеприимства. Гость, вне зависимости от  национальности и  вероисповедания, без какого-либо вознаграждения получал от  хозяина отдых, пищу и  ночлег. Причем хозяин нес полную ответственность за  его жизнь и  безопасность. Нарушение обычая гостеприимства влекло за  собой суровое порицание и  даже расценивалось обществом как преступление.

Необходимо отметить, что и  в  современной жизни гость для ингуша  — лицо священное. Поэтому всё лучшее в  доме подаётся гостю. Независимо от  национальности и  вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание. А  в  самом обществе ценятся такие обычаи, как «вежарал» (побратимство) и  «доттагIал» (дружба) с  представителями как своего, так и  других народов. Причем такие дружественные взаимоотношения передаются из  поколения в  поколения, и  до  нас они дошли как высшая ценность народа.

Не  менее ценно считалось у  ингушей такое качество, как верность данному слову. Человек, который по  каким-то причинам не  сдерживал слово, мог запросто превратиться в  изгоя и  лишиться самого элементарного уважения общества. Но  сейчас в  этом плане наша жизнь изменилась кардинально: для многих мужчин сегодня стало нормой давать обещания и  не  выполнять  их, ссылаясь на  несуществующие причины и  препятствия. И  делают они это без всякого стыда и  зазрения совести, надеясь, наверное, что им  удастся списать всё это на  существующий порядок вещей, не  делающих чести сильной половине человечества. А  ведь нельзя забывать, что свод неписаных правил ингушской этики  — «гIалгIай эздел», по  которым должен строить свой мир ингушский народ,  — это образ жизни, мироощущение и  нравственность. Это строгое следование традициям, обязательное, как религия.

Немалое значение в  упомянутом указе отводится деятелям науки и  искусства, а  также работникам театров, которые своими постановками могут влиять на  формирование духовных и  нравственных ценностей подрастающего поколения.

«Сохранение и  развитие национальной культуры, пропаганда достижений театральной культуры, как у  себя в  республике, так и  в  других регионах  РФ и  за  рубежом  — вот главная задача, которая стоит сегодня перед работниками театральной сферы»,  — говорится в  указе.

Стоит отметить, что ингушская интеллигенция дала не  только нашей республике, но  и  стране немало талантливых, одарённых личностей в  этой сфере деятельности, но  также заявила о  себе на  самом высоком уровне в  других областях науки и  искусства. Республика Ингушетия по  праву гордится своими земляками, широко известными как в  России, так и  за  рубежом. Своим творчеством они приносят славу Ингушетии и  достойно продолжают дело своих славных отцов и  дедов, завещавших нам приумножать  то, что мы  у  них переняли.

Мадина Оздоева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь