Костюмы о прошлом

0
200

Хулимат Бекова — первый автор воссозданного женского головного убора курхарса Хулимат Бекова — реставратор, историк-юрист, швея-дизайнер, член Союза художников республики

В  последнее воскресенье апреля Ингушетия впервые отметит День национального костюма. Памятную дату, которая станет ежегодной, внесли в  реестр региональных праздников в  соответствии с  указом Главы республики от  24  мая 2018  года.

А  сделано это потому, что национальный костюм  — это не  просто красиво пошитая или расшитая одежда, это отражение образа народа, его культуры, традиций, в  общем, его мировоззрения.

Сегодня ученые-этнографы, краеведы, любители древности, ценители искусства изучают значение каждой детали национального костюма, а  народные искусницы воссоздают одежду по  их  эскизам, зарисовкам и  описаниям.

Один из  таких шедевров, в  частности, средневековый женский головной убор ингушского народа создан в  1996 году Хулимат Бековой, в  девичестве Имагожевой, вот уже более двадцати лет работающей реставратором в  Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова.

Хулимат Бекова  — реставратор, историк-юрист, швея-дизайнер, член Союза художников республики. Не  раз принимала участие в  региональных и  республиканских выставках. У  неё на  счету десятки и  сотни воссозданных и  отреставрированных предметов из  разных фондов музея. Это и  миска из  черно-серой глины II-VI  вв. (сарматская эпоха); керамический кувшин из  желтой глины (средневековье); блюдо из  глазурованной керамики (средневековье). Но  самая дорогая и  ценная для неё работа  — это создание женского головного убора средневековья  — курхарса.

Курхарс  — это головной убор ингушских женщин средневекового периода. Впервые о  курхарсе в  письменных источниках упоминается в  1637 году в  рапорте русских послов в  Грузию. Как они отмечали, описывая ингушей, через чью землю проходили: «женщины носят на  головах что роги в  пол-аршина».

 В  результате археологических исследований, проведенных группой Семенова, в  надземных склепах (датирующихся XIV-XV  веками) различных селений горной Ингушетии были обнаружены «двурогие» женские колпаки  — курхарсы, сшитые из  фетра, покрытого шёлковой материей, украшенного ленточками, с  прикрепленной серебряной бляхой. Семенов сравнивал свою находку с  фригийским колпаком и  делал вывод о  тесной связи ингушей с  Фригией.

Кроме того, в  каменных гробах IX-XII веков были отмечены следы истлевших курхарсов. Есть даже утверждения, что курхасы, найденные в  Ассинском ущелье Ингушетии, относятся к  IV веку до  нашей эры.

Исследователи говорят, что курхарсы встречаются среди кавказских народов только у  ингушей. Так, Евгений Крупнов отмечал, что курхарс, наряду с  башнями со  ступенчатой крышей и  височными подвесками, относится к  типично ингушским предметам.

Единого мнения о  происхождении слова «курхарс» нет. Одни считают, что это сочетание ингушских слов «кур»  — гордость, и  «харсаш»  — шелковая бахрома. По  мнению других, «кур» означает локон, прическу женщины, а  «хьарса»  — «посыпать, прикрывать». Третьи переводят курхарс с  ингушского как «оранжевый рог», «свет солнца». В  общем, версий много, оставим вопрос исследователям.

А  первым автором воссозданного женского головного убора  — курхарса является наша героиня Хулимат Бекова. Сделана эта работа по  эскизам известного художника Хож-Ахмеда Имагожева. В  1995 году Хож-Ахмед Имагожев, в  те  годы научный сотрудник музея, предложил своей сестре Хулимат пошить к  конкурсу средневековый головной убор  — курхарс. Он  предоставил ей  эскизы, сделанные по  подлиннику, что хранится в  музее.

 —  Мне поставили условие, что надо пошить головной убор за  два дня,  — вспоминает Хулимат. —  Что делать? Задача была нелёгкой и  очень ответственной. Пришлось приложить максимум усилий и  стараний. Материала как такового не  было. Распорола кофту. Нашла дома старый войлок. Удивительно, что он  у  нас был, мама его купила где-то и  долго использовала в  качестве подматрасника. Нашлись лоскутки, оставшиеся после пошива костюмов. Старая бархатная скатерть тоже пошла в  работу. Орнаменты искала в  наших книгах, чтобы сделать вышивку.

—  Национальные костюмы готовились на  всероссийский научный совет краеведческих и  исторических музеев,  — вспоминает директор музея Магомед Сагов. —  Наш музей активный участник этого совета. В  1996 году он  делал свои первые шаги. Мероприятие проходило в  Ставрополе, в  музее краеведения. Наши сотрудники Хож-Ахмед Имагожев и  Фатима Парчиева выступали в  национальных костюмах средневековья, которые изготовили специально на  это мероприятие по  эскизам художника Имагожева. Это были головные уборы  — курхарс и  мужской головной убор средневековья из  девяти долек, сделанные Хулимат Бековой, национальные костюмы, пошитые Зиной Инаркиевой, а  отделка и  пояса из  серебра были выполнены ювелиром Бекханом Дахкильговым.

 Картина была, конечно  же, впечатляющей. Музейное сообщество оценило это и  признало огромный труд и  новизну, которую внесла ингушская делегация в  пассивную спокойную музейную жизнь. И  вот на  протяжении многих лет эти изделия, которые стали экспонатами ингушского краеведческого музея, являются подлинным украшением постоянных музейных экспозиций. Но  и  не  только. Так, их  часто выставляют на  различных региональных выставках, используют в  документальных фильмах, в  различного рода трудах исследователей. Побывали они и  в  Кремлёвском Дворце съездов во  время празднования 20-летия Ингушетии.

Хочется отдельно сказать ещё об  одной уникальной работе Хулимат Бековой. Это курхарс ручной работы. Как говорят сами сотрудники музея, это уникальная и  трудоёмкая работа. Здесь каждый стежок, вышивка, тесьма для украшения  — все сделано руками. Создавая этот экспонат, мастерица руководствовалась тем, что в  давние времена могли шить только вручную, а  значит, надо его сделать так, чтобы он  максимально соответствовал подлиннику. Работа выполнялась три месяца и  заслужила высокую оценку как у  сотрудников, так и  у  посетителей музея.

Сегодня интерес к  курхарсам проявляют многие мастера народного искусства. Они изучают древние курхарсы и  на  их  основе создают свои головные уборы. В  частности, большой интерес вызывают также курхарсы, сшитые З.  Инаркиевой и  М.  Албогачиевой.

Лилия Харсиева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь