Давно не был в горной зоне, как отдыхающий, и было интересно не только обновить ощущения, еще раз полюбоваться горными пейзажами, попить талой воды из горных источников и подышать чистым воздухом, но и увидеть, что изменилось здесь за последний год, и как развивается горный туризм Ингушетии.
Прежде всего, еще раз отметим отменные дороги, ведущие в Джейрахский район и удобства при передвижении по этим дорогам на автомобиле. Проверка документов на пограничном посту не заняла у нас и трех минут, что тоже имеет значение для людей, едущих на природу.
Отдыхающих в этот воскресный день было немало. Длина ассинского каньона 18 километров. На всем протяжении серпантина были люди, приехавшие сюда целыми семьями, благо, что тут есть удобные места для отдыха и прогулок, чистейшие вода и горный воздух. Было как-то необычно видеть такой наплыв жителей Ингушетии, потому что мы привыкли, что, если ты поехал в горы значит — обязан обязательно побывать в родовых местах. А чем плохо выбраться в выходной на природу, посидеть у бурлящей воды, погулять вдоль берега, порадовать детей новыми ощущениями, отвлечься от повседневной рутины? Тем более, что все это бесплатно.
Въехав в горную зону, мы двинулись в сторону Армхи. На автостоянке у башенного комплекса Эгикал не было свободных мест. Частные авто, туристические автобусы и большое количество людей, спускающихся к памятникам средневековой каменной архитектуры, и где тут свой, а кто турист не определить.
По ходу движения я не увидел ни одного свободного для отдыха на природе места. Автомобили, люди, музыка, смех и запах шашлыка. Хорошего настроения добавила и природа. Грело нежаркое пока еще июньское солнце, дул легкий свежий ветерок, и был полный удовольствий целый летний день. Что может быть лучше?
Собственно говоря, эта поездка была затеяна моим родственником, к которому в гости из Одессы приехал его родной дядя по матери. Виктору 62 года, он впервые приехал в Ингушетию и никогда не был в горах. Увидев башенный комплекс, Виктор не мог оторвать глаз. Попросив остановить машину, он подошел поближе к башням, молча созерцая увиденное.
– Сколько лет этим строениям? – спросил он после паузы.
– Не менее 700, хотя есть разные гипотезы, – я взял на себя обязанности добровольного гида.
– В наше время такого не построишь, – как-бы рассуждая сам с собой, отметил Виктор.
– Отсюда всех нюансов не увидишь. Чтобы перейти на тот берег и подняться к башням поближе, надо немало времени, устанешь без привычки, – пошутил я.
Мы постояли еще немного и двинулись в сторону Бишта. Не хотелось терять времени на поиски места для мангала и поэтому решили, что лучше поехать в придорожное кафе, где работает наш знакомый родственник. По мере подъема на перевал наш гость не переставал задавать вопросы и смотреть по сторонам. Мы приехали в Бишт и были удивлены отсутствием в кафе посадочных мест. Хорошо Руслан (так зовут нашего родственника) нашел нам уголок, где мы смогли удобно разместиться. Очень скоро подоспел шашлык из баранины, и вкупе со свежими овощами и вкусным чаем наша трапеза удалась на славу. За разговорами и едой мы провели не менее двух часов. Во дворе кафе слышалась немецкая, французская речь. Гости Ингушетии с удовольствием уплетали приготовленные поваром ингушские национальные блюда, уезжали и подъезжали автомобили, привозя новых посетителей. А ведь так лучше, чем самим разводить огонь и жарить мясо, тем более, чтобы готовить шашлык нужен навык, и самое главное – не надо думать про мусор, который, несмотря на все просьбы к отдыхающим, остается в стихийных местах пикников. Отметим, что при желании здесь можно не только перекусить по умеренной цене (иначе откуда столько народу), но и, как сейчас говорят, принять водные процедуры.
— Давайте, теперь поедем в бассейн, – предложил мой товарищ. И мы двинулись в сторону Джейраха. По дороге встретили еще не одно кафе и это радовало. Так и должно быть во всей горной зоне. Пусть пока сервис не дотягивает до идеального, и нет в меню заморских яств и алкоголя, зато есть сытная еда из экологически чистых продуктов, и по сносной цене.
Бассейн «Волна» расположен в районе горнолыжного курорта, очень популярен среди молодежи. Здесь было немало молодежи, решившей освежиться после экскурсий по горной местности, и цена за это удовольствие вполне по карману любому желающему. Мои друзья, не теряя времени, сразу бросились в воду. Мне в силу возраста было не с руки бултыхаться вместе с ними. Я с удовольствием погулял по тропинке, посидел в шезлонге, созерцая природу. Над Мят–Лоамом висели облака, и желание увидеть на вершине храм Мят–Сели, где я ранее бывал, так и осталось за облаками.
Уже вечерело, когда мы тронулись в обратный путь. Мои попутчики, бодрые и веселые после купания в бассейне еще делились эмоциями, и было приятно, что с каждым годом горная зона становится привлекательнее, развивается ее инфраструктура, предназначенная для отдыха и развлечений.
— Витя, как настроение? — спросил я гостя.
– Я даже не предполагал, что в горах может быть такое. Сюда надо приехать на целый месяц, чтобы насладиться всеми благами этих мест. Если бы я знал, что здесь так хорошо – приехал бы раньше, – сказал Виктор. – В следующий отпуск обязательно приеду.
Мы благополучно прибыли в Таргим, и только здесь я увидел шлагбаум перекрывавший дорогу в сторону Вовнушек. Мне стало интересно узнать, почему дорога закрыта.
– Дорога открыта. Это экологический пост, и за въезд взимается экологический сбор, – объяснил мне дежурный поста. Рядом установлены терминал и трафарет. Экологический сбор 100 рублей с человека и объясняется это необходимостью заниматься уборкой и утилизацией мусора, который оставляют отдыхающие.
Мера вынужденная и экологи пошли на этот шаг после многократных призывов к отдыхающим не оставлять после себя мусор. Я ранее слышал, что за въезд в места отдыха берут взятки, что нет никаких чеков за оплату, но на деле все оказалось намного прозаичнее. Считаю, что это правильный шаг. Если призывы к порядочности по отношению к природе не действуют – значит надо принимать меры. В мире немало курортных мест и проблемы экологии с каждым годом становятся только актуальнее.
Я выше говорил, что порядка и чистоты в горах стало больше, но вы легко увидите брошенные отдыхающими пивные и водочные бутылки, пластиковую тару и другой мусор, и сорят здесь не приезжие немцы или испанцы, а наши с вами земляки. Что тут говорить, и сколько уже на эту тему сказано?
М. Ханиев