Незаконные переселения целых народов в сталинские времена уже получили оценку мирового сообщества как античеловечные преступления. В их жерновах сломались судьбы миллионов семей. Но любая трагедия многогранна. Выселенным кавказцам Азия и народы, проживавшие там, помогли сохраниться. И даже когда было разрешено вернуться на родную землю, некоторые в силу семейных обстоятельств навсегда остались в Азии. Нипе ЧОЧАЕВОЙ из Кенделена было пятнадцать лет, когда балкарцев переселили в Казахстан. Как бы ни оберегал Хасым свою младшую дочь от зорких глаз местных джигитов, такую красоту нельзя было не заметить, все парни аула Каркара были в нее влюблены, но судьба свела Нипу с Акебаем ЖОРГЕНБАЕВЫМ.
Нипа, толком не знавшая казахского языка, воспитанная в традициях своего народа, научилась чтить и соблюдать традиции и обычаи казахского народа, стала очень уважаемой и любимой келин среди Жоргенбаевых и всего села. Родила шестерых сыновей и двух дочерей.
«Наша мама была младшей из дочерей в семье Хасыма ЧОЧАЕВА. Старшую Маржан мы не видели, она рано умерла, а две сестры — Халимат, Ханипа и брат Исхак жили рядом. Дедушка Хасым умер в 1959 году после возвращения на родину в
с. Кенделен. После его смерти наша бабушка Патимат вернулась с сыном Исхаком и его семьей в Казахстан, чтобы быть рядом с дочерьми. Сейчас в Кенеделене живут дети брата Шамиля и дочери Исхака — Наташа, Света и Тамара.
Мама часто говорила: «Мен — таулума!» («Я – балкарка!»). В этих словах всегда звучали гордость, достоинство, скромность, порядочность, чистота и, самое главное, ее благородство. У мамы был внутренний стержень. Конечно, для каждого человека мама — целый мир. Она воспитывала нас на балкарских и казахских традициях. Соблюдая наказы мамы, на всех семейных мероприятиях подаем на стол гостям бешбармак и хичины. Мы очень любим балкарскую кухню, наши снохи всегда готовят балкарскую еду», — говорит дочь Нипы Сауле.
Любовь и тоска по родине никогда не покидали ее, особенно в последние годы жизни. Тогда братья стали каждый год организовывать поездку в Кенделен. Здесь она поминала своих умерших: мужчины читали Коран, потом был обед с воспоминаниями, и в Казахстан она возвращалась довольной.
Если из Кенделена кто-нибудь приезжал в Азию к родственникам, Нипа сразу приглашала в гости и с гордостью знакомила со своими детьми. Она так любила своих детей, что каждый из них думал: он — любимец.
Старший сын Нипы — Амантай жил с Халимат, сестрой Нипы (у нее не было детей). Сейчас он живет в отцовском доме в селе Каркара. Вместе с женой Нурбуби воспитали сына и шесть дочерей. Амантай — по образованию ветеринар, почетный гражданин села Каркара, имеет свое хозяйство.
Второй сын — Жангельды после окончания института лесного хозяйства долгое время работал директором лесхоза Талдыкурганской области, был депутатом Верховного Совета СССР, сейчас на заслуженном отдыхе. С женой Любой воспитали сына и дочь.
Третий сын — Мухтар окончил Карагандинский государственный университет, кандидат юридических наук, государственный советник юстиции 3-го класса. Работал прокурором городов Атырау, Астана, Южно-Казахстанской и Павлодарской областей, заместителем генерального прокурора Республики Казахстан. Награжден орденом «??рмет», орденом «Данк» II степени, орденом Дмитрия Донского. С женой Кунсулу воспитали сына и двух дочерей.
Четвертый сын — Жанболат окончил Казахский политехнический институт им. В.И. Ленина, Всесоюзный институт руководящих работников Госагропрома, государственный университет им. Д.А. Кунаева по специальности «правоведение», возглавлял сельские, поселковые советы, работал заместителем акима в двух районах Алматинской области. В настоящее время — генеральный директор ТОО «Карасай Курылыс». Награжден орденом «??рмет», юбилейными медалями «10 лет независимости Республики Казахстан», «20 лет независимости Республики Казахстан», «20 лет Конституции Республики Казахстан». Является почетным гражданином Талгарского, Карасайского и Райымбекского районов, имеет звание «Почетный строитель Республики Казахстан». С женой Диной вырастили сына и трех дочерей.
Пятый сын — Каджымурат — фермер. С ним жили родители, сноха Сания родила троих сыновей и двух дочерей. Каджымурат ведет фермерское хозяйство. Живет в Каскелене в родительском доме.
Шестой сын — Марат – бизнесмен. Жена Айгуль родила семь дочерей и двоих сыновей. Наверное, потому что он младший, Нипа относилась к нему с особой теплотой, любила с ним ездить, ходить по магазинам, когда он приезжал к ней, закрывали дверь и секретничали. На похоронах мамы Марат плакал, не стесняясь своих слез. И сейчас, когда он говорит о ней, у него дрожит голос. Какой же надо быть мамой, чтобы дети тебя так любили!
Дочь Светлана — педагог, у ее мужа Бегзата мама — тоже балкарка. У них двое сыновей и дочь. Сауле — технолог, сейчас на пенсии. С мужем Бакытжаном воспитали четверых сыновей.
Кроме восьмерых детей, Нипа вырастила внуков Асета и Асель. Но считала их своими детьми, они называли ее мамой.
Сауле пишет: «Восемь детей — это большая семья. Папа нас обеспечивал, но и мама не помню, чтобы сидела без дела. После ее смерти поняла, что надо жить так, чтобы и после ухода любили и скучали по тебе. Пока все это писала, вспомнился один случай. Приехал в Казахстан с концертом ансамбль из Нальчика. Жанболат купил билеты. Концерт прошел с аншлагом, весь зал долго не отпускал артистов. После концерта мама долго сидела. Я подошла к ней, обняла, смотрю: она плачет… Теперь, когда ее нет, в каждой женщине с Кавказа ищу что-то мамино. Когда особенно скучаю по ней, слушаю балкарские песни, пеку хичины. На каждое мероприятие братья приглашают ансамбль «Минги-Тау», и всегда лезгинка посвящается маме! Твое имя вечно в наших сердцах!»
…Сердца переселенцев: в Азии они тосковали по родной земле, потом обрели родину и долгожданный покой. Но часто балкарцы вспоминают с ностальгией и любовью чужую Азию, ставшую родной.
Елена АППАЕВА