Недавно прошедшие в Черекском районе поэтически чтения «Строки на Секретном» стали источником многих приятных открытий и встреч. Одна из них – с Ларисой КУЛЬБАЕВОЙ, преподавателем русского языка и литературы школы им. Ш.Ш. Чеченова г.п. Кашхатау. Мы не могли не встретиться с ней еще раз, чтобы поговорить о такой важной во все времена профессии – учитель.
— Лариса Абдуллаевна, как давно вы преподаете в школе?
— Я уже более 35 лет работаю в одном и том же месте. Школа у нас одна, она большая – было время, когда до 900 детей в ней училось, а сейчас их более 700 человек. Люблю свою работу очень. Мама рассказывала, что в детстве я всегда в школу играла – соседских детишек собирала и «была учителем».
— Если с профессией учителя вы определились в детстве, то с филологической специализацией, наверное, несколько позже?
— У меня большая тяга была к литературе. Правда, был один момент, который чуть не стал переломным: я пришла сдавать документы в университет и там меня уговорили подать их на балкарское отделение. Наутро мне мама говорит: «Ты всю ночь не спала, наверное, это не то». Я действительно согласилась с этим – и исправила все. Нравится мне литература, особенно русская. Своя национальная тоже нравится, конечно, но русская литература и старше, и богаче – глубоко вчитываешься в нее, находишь образы, которые тебе импонируют.
— Сейчас все вокруг говорят о том, что молодое поколение не читает. Но школьный педагог, наверное, эту ситуацию видит немного иначе?
— Видит, конечно. Большинство, действительно не читает, потому что у всех телефоны в руках, интернет. Но есть дети, которые читают, причем глубоко, процентов пятнадцать. Проект «Строки на Секретном» мне понравился тем, что очень увлек детей, они потом делились впечатлениями – им было интересно, даже заинтриговало их. И думаю, это простимулирует взять в руки книгу.
— Какие педагогические секреты есть у вас, чтобы привлечь учеников к литературе, к книге?
— У каждого учителя, наверное, свои методы. Я люблю в классе зачитывать отдельные эпизоды, фрагменты – надо же обратить их внимание на детали, которые позволяют писателю раскрыть образ. Когда показываешь их ученикам, говоришь им: «Смотрите какой язык! А вы найдете такое слово?» Их это увлекает. И еще я могу дать им самим какие-то яркие отрывки прочитать, и это тоже стимулирует все произведение прочитать – интересно становится, что же дальше. Но очень сложно сейчас с интернетом бороться. Иногда мы фильмы смотрим по произведениям литературы – тоже очень помогает в работе.
— За столько лет вы, наверное, смогли пронаблюдать, какие произведения школьной программы читаются с наибольшим интересом.
— «Войну и мир» читают почти все. Может быть, не полностью, пропускать могут фрагменты, особенно описание военных действий. Достоевского «Преступление и наказание» — сюжет, интрига их увлекает. На момент, когда Раскольников идет по улице и планирует мысленно каждый свой шаг, я обращаю их внимание. «Героя нашего времени» обязательно читают, особенно им нравится находить аналогию с нашими местами, образами, обычаями. «Евгений Онегин» читается ими легко, письмо Татьяны к Онегину заучивают с удовольствием, особенно девочки.
— Вы поддерживаете отношения с бывшими учениками? Есть те, кто пошел по вашим стопам?
— Отношения я поддерживаю со всеми своими учениками. Причем, даже если не была классным руководителем. Я выпустила два очень хороших класса. Но даже если я всего год учила ребят, у меня сохраняются очень добрые отношения, есть у меня какая-то связь с ними. Есть ребята, которыми я горжусь, которые пошли по моим стопам: в этом году отделение русского языка и литературы окончила моя ученица Альбина КАЗИЕВА, многие стали учителями – по истории, балкарскому языку. В этом году на историческое отделение филологического факультета поступили Елизавета Созаева и Фатима Чочаева. Многие из моих учеников заканчивают столичные вузы с красным дипломом, есть медалисты – в этом году трех выпустила. Одна из них Танзиля ЗАНИБЕКОВА поступила в Москве, выбрала архитектуру. Это исключительно талантливая девочка – прекрасно поет, рисует, и в литературе она прекрасно разбирается, пишет стихи (кстати, и не только она) – одна из тех, кто всегда очень много читала. И не просто читала, но и глубоко вникала – поспорить со мной могла о произведениях. Мои дети участвовали в различных конкурсах по русскому языку и литературе и занимали призовые места. В одном из Всероссийских конкурсов Занибекова Танзиля, Елизавета Созаева и Фатима ГЕРУЗОВА стали победителями (в разные годы) и получали стипендию. В рамках этого конкурса их работы представлены в ежегодном литературно-поэтическом сборнике «Русская звонница», в котором публикуются стихи и рассказы детей, принимавших участие в конкурсе «Моя страна», конкурсе детской поэзии «Русская звонница», фотоконкурсе «Умники и умницы».
— Слушая вас, понимаю, что учитель – это не столько профессия, сколько судьба…
— Был момент, когда мне предлагали повышение, смену рода деятельности. Но люблю детей, мне живая работа интереснее, поэтому отказалась. Я понимаю язык детства, принимаю своих учеников – наверное, поэтому мне с ними так легко. Я живу ими, прослеживаю каждого из них и после школы, они многим со мной делятся. Первый выпуск называет меня второй мамой. Так что да, это судьба.
— Вы родились в Кашхатау?
— Я коренной житель Кашхатау, по сути, и не уезжала оттуда даже на учебу – сразу после школы я замуж вышла и училась будучи семейной. В тот период я уже работала в школе соцпедагогом (тогда это называлось пионервожатая). Честно сказать, со стороны семьи мужа было предложение не учиться, но я настояла на своем: у меня ведь не было планов так рано выходить замуж, я хотела учиться, получить профессию. Мы жили почти с самого начала отдельно, взаимопонимание было со всеми. С детьми мне очень помогали во время учебы мои мама и старшая сестра.
— Ваша мама поддерживала ваш профессиональный выбор?
— У мамы было огромное желание, чтобы я выучилась. Она человек нелегкой судьбы – в 29 лет осталась вдовой с тремя детьми. Это поколение зачастую не могло себе позволить образование – она пережила трагедию переселения. Мама имела всего четыре класса образования, но была женщиной исключительного внутреннего благородства. А у папы моего было высшее образование – он работал на деревообрабатывающем заводе главным инженером. Они с мамой познакомились и поженились в Средней Азии, две мои старшие сестры родились там, а я уже здесь.
Беседовала Марина БИТОКОВА