Вода — источник жизни

0
580

Нам не обойтись без высоких фраз, говоря о будущем. Однако в жизни есть такие моменты, явления и вещи, слово о которых всегда требует высоких эпитетов. К примеру, вода. Это действительно источник жизни. В современной Ингушетии, с ее ростом населения, ростом числа строительных и производственных объектов, массовым использованием химических веществ в быту, на заводе, в поле, проблема воды очевидна. И дело вовсе не в сезонных «напрягах», как однажды успокаивал нас один оптимист из «Водоканала», дело в реальной нехватке Н2О.

Помимо сокращающегося объема чистой питьевой воды в природе – мы ее засоряем отходами ежедневно, известная проблема у нас в изношенности труб. И сегодня идет их замена во многих районах, населенных пунктах республики. Водный вопрос у нас напрямую связан, на наш взгляд, с культурой расходования воды. Нынешнее лето было жарким в различные периоды, а воду для многих потребителей перекрывали много раз. Все это становится тяжелым эмоциональным испытанием как для потребителей, так и для местных властей. При этом значительное количество малосознательных граждан тратит драгоценную влагу, почем зря. В одной части села краны пересохли, а там, где давление в водных магистралях в норме, беспечные персонажи по три раза в сутки моют плитку перед воротами и освежают любимый двор. 
Здесь мы «упираемся» в задачу повсеместного учета посредством счетчиков, и вообще действенного контроля и соответствующих санкций против тех, кто столь хамски расходует водные ресурсы.

Человек наш, да и всякий человек, живущий в Москве или Иркутске, часто странен в действиях. Он может говорить о любви к Родине, гордости за славных предков, читать нравоучения и демонстрировать высокую эрудицию, и при этом небрежно относиться к тому, что у него из крана в ванне почти час попусту бежит водный поток… 
Как лечить такую болезнь? Правильно, учетом и штрафом, денежку из его кармана за это изъять, так он вмиг поумнеет. Без сомнений. 
Пару лет назад в Ингушетии началась масштабная работа по нормализации, оздоровлению экологической обстановки. Больше внимания стали уделять очистке русла рек, ликвидации мусорных свалок. Параллельно начался процесс замены ветхих водных коммуникаций и т.д. Все это дало, естественно, хорошие результаты. Плюс общественные организации выступили с замечательной инициативой озеленения поймы Сунжи и ряда других мест на территории республики. Все эти усилия в сумме способствуют сохранению природы родных мест, и соответственно, ее водных богатств. 
Если обратиться к ситуации в других регионах России с, казалось бы, неисчерпаемыми водными запасами, легко обнаружим масштабы водных потерь. Мы сегодня наблюдаем очертания возможной экологической катастрофы «средних размеров». Это опасно и тревожно. 
Интернет-ресурс onf.ru сообщает, что «проблема беспощадного забора воды из рек, расположенных рядом с полями, с каждым годом обостряется. При этом водность объектов падает, реки мелеют и заболачиваются. Эксперт Общероссийского народного фронта, общественный инспектор по охране окружающей среды управления Росприроднадзора по Оренбургской области Николай Кокарев настаивает на необходимости ежегодно корректировать количество выдаваемых разрешений на установку электрических насосов для полива при прогнозируемом малом притоке воды. С последствиями бесконтрольной откачки воды столкнулись жители села Кардаилово в Илекском районе Оренбургской области. По словам граждан, забор воды из реки Соленой, протекающей в данном населенном пункте, осуществляют многочисленные водяные помпы. Семь устройств установили на небольшой водной артерии те, кто ведет сельскохозяйственную деятельность в крупных масштабах. Это привело к осушению реки». 
О подобной проблеме и не только в отношении фермеров надо подумать и нам, в Ингушетии. Посмотрите на системную оккупацию берега главной реки республики Сунжа различными жилыми и производственными объектами – скоро к ее берегам только на воздушном шаре можно будет добраться. К тому же сегодня каждое частное подворье может качать воду для подсобного хозяйства. 
Наши коллеги из kstovo.ru сообщают: «Волга остается лидером антирейтинга по количеству случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воды», — отметил в 2017 году министр природных ресурсов РФ Сергей Донской. И был принят проект «Оздоровление Волги», цель которого, прежде всего, сократить сбросы загрязненных сточных вод в девять раз. Бюджет приоритетного проекта 262 млрд рублей. 
В докладе Минприроды два года назад отмечалось, что в каждом федеральном округе есть «грязные» или «экстремально грязные» водные объекты, состояние которых не меняется десятилетиями. А вода в Волге, 260 км которой протекают по Нижегородской области, и вовсе непригодна для питья. 
По словам экологов, наблюдается некая «стабилизация» уровня загрязненности Волги. Очистных сооружений для великой реки сегодня не хватает. 
По данным «Ежегодника качества поверхностных вод РФ 2017 года, опубликованного Росгидрометом, водность Дона и его притоков в 2017-ом году упала на 5-36%, по сравнению с предыдущим годом. Ученые предупреждают: «Дон из живого организма, который кормил десятки тысяч людей, превращается в безжизненную дорогу, покрытую нефтяными пленками». Традиционная проблема реки — маловодье, и каждый проплывающий по Дону танкер вносит вклад в разрушение водоема. Промышленные отходы и шахтная вода застаиваются в размытом судами русле, строительство водохранилищ, плотин, гидроузлов — все это усугубляет проблемы Дона. 
«Воды не хватает. И не хватает всерьез», — подчеркнул в разговоре с Daily Storm руководитель Аналитического испытательного центра Азовского НИИ рыбного хозяйства Тимофей Барабашин. «В начале прошлого века разливы на Дону были привычным явлением для людей, которые жили по берегам, — говорит он. — Например, станицу Новочеркасскую регулярно затапливало, и это считалось нормальным. Когда наступало половодье, люди просто брали вещи и переезжали. Сейчас такая ситуация кажется чрезвычайной. Пойменные земли были бездумно отданы под застройку. В местах, которые раньше затапливались и были нерестилищами для рыбы, сейчас большое количество населенных пунктов». 
Отправляясь нынешним летом в какие-либо командировки, отпуск, в гости, пересекая широкие поля и реки страны, невольно представляешь себе, насколько у нас большая страна, богатая земными недрами, ресурсами, разнообразием природных поясов, мозаикой животного мира и климатических сюрпризов. Наблюдая шествие пароходов на той же Волге или на Дону, даже завидуешь людям, которые могут здесь пользоваться этими водными просторами. А видите как дело обстоит — где большая вода, там и проблемы возникают большие. 
Разумеется, нам в Ингушетии, в республике с красивой природой, компактной, с горами и равнинами, лесами и степями, надо стократ внимательнее и бережнее относиться к своим водным возможностям. По большому счету небольшие горные реки, впадающие в Сунжу, убегающую от нас к Каспию, это и есть весь наш водный источник. 
Думается, нам и будущим поколениям уже никогда не избавиться от «свиста в кране» — лишней воды, ее прошлого избытка больше нет, надо умнеть, в буквальном смысле этого слова, жестко понимать, что вопрос прямо связан с нашим физическим, духовным, национальным благополучием. 
Отчасти это как борьба с наркоманией – учить азбуке правильного поведения надо с ранних лет. Детей и самих себя просвещать в вопросах водоснабжения, использования наиболее экономных технических средств в быту и на производстве, в сфере услуг; устанавливать во дворах и в жилых помещениях резервуары с водным запасом, проводить в Ингушетии на постоянной основе берегоукрепительные работы и компании по озеленению территорий. 
Один стакан воды — много это или мало? С точки зрения физики или математики, это 100 или 200 граммов жидкости. С точки зрения философии, это возможность рассуждать об оптимистичном или пессимистичном варианте отношения к реальности. А для умирающего от жажды – это жизнь, нечто невыразимо дорогое, бесценное, вкусное, упоительное, восхитительное. Нельзя человеку разумному «привыкать» к этому богатству и расточать его подобно глупцу, разрушающему опоры собственного дома. 
Еще буквально вчера невозможно было представить продажу питьевой воды на улицах Назрани, Ростова-на-Дону или Волгограда, а ныне это обычное дело. Уходят из сознания стереотипы, что нехватка воды, это где-то в пустыне Гоби или сюжет о красных песках планеты Марс. Дефицит Н2О рядом, он сообщает о себе в пересохшем горле водяного крана и оголенных речных берегах. Берегите воду – не тратьте больше необходимого.

В. САИТОВ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь