Он ценил искренность в человеке

0
433

Мусульманин рождается в этом мире, чтобы стать живым символом доброты, благородства и гуманности. Своим примером он должен завоевать сердца людей, вот тогда можно смело назвать его мусульманином.

Привычно и уважительно в течение многих лет звучало в народе имя – Хусейн-мулла Чолдыр-Хаджиевич. Он один из тех, кого люди избрали для себя духовным наставником, своим имамом. Он практически все свое время посвящал служению Богу, выступая проводником закона ислама – закона мира, добра и справедливости, высокой нравственности и духовности.

 К религиозным проповедям, где бы они ни звучали — в мечети или в других, требующих присутствия муллы жизненно важных ситуациях, сходах, прислушивались, запоминали и им следовали.

Евлоев Хусейн Чолдыр-Хаджиевич родился в 1906 году в селе Алкун Сунженского района. В семье он был младшим.  Его отец Чолдыр-Хаджи был глубоко верующим человеком, помогал своим родственникам, беспомощным, бедным людям. Трижды совершил хадж в Мекку пешком. Он умер в 1922 году, когда Хусейну  исполнилось 16 лет.

Хусейну было 6 лет, когда он, увидев на поляне много собравшихся людей, подошел к ним, не понимая, что это за люди и для чего они собрались. Там было много мужчин и стариков, среди них сидел Дени-Шейх Арсанов. Вокруг него лежали лицом к земле мужчины. Они собрались там для примирения кровников. Хусейн побежал к Дени-Шейху.

Дени-Шейх спросил его:

 — Чей ты мальчик, и как тебя зовут?

На что он ответил:

— Отца зовут Чолдыр-Хаджи, а меня — Хусейн.

Затем Дени-Шейх погладил его три раза по голове и сказал:

— Дал даькъал вя, дик саг хургва хьог1, наха накъа а варг волаш. И дал ему две серебряные монеты.

Предсказание Дени-Шейха стало действительностью.

С того раннего возраста Хусейн проявил любовь к исламским наукам. Так как он был в семье самым младшим, ему надо было заниматься хозяйством и его не пускали учиться в медресе.

Однажды к ним в гости приехал родственник, который жил в селе Ангушт. Он переночевал у них, а на следующее утро после утреннего намаза, позавтракав, уехал. Хусейн умолял свою мать отпустить его вместе с ним в село Ангушт в медресе на учебу, но гость уже тем временем ускакал на коне. Поняв, что желание сына учиться огромное, мать согласилась на его уговоры  и отпустила.

Когда он прибыл в медресе, было уже два месяца, как началась учеба. Хусейну  тогда было 16 лет. Он с огромным интересом относился к религиозной учебе, легко запоминал и осваивал знания. И бывало, что имам поручал ему учить других муталибов. В то время вместе с ним учились Патиев Саад-мулла, Тумгоев Абуязит-мулла, Чербижев Хусейн-мулла, Даскиев Умар-мулла Экиевич, Муцольгов Усман-мулла Охлоевич, Зауров Зейнабид-мулла, Льянов Уматгири-мулла, Нальгиев Мухтар-мулла, Эльжеркиев Адл-Азит-мулла, Алиев Джабраил-мулла, Гуражев Магомед Биботович-мулла, Султыгов Суламбек-мулла.

Учителями Хусейна были известные богословы — Яндиев Исмаил-мулла и Барахоев Усман-мулла. Когда закрыли медресе в с. Ангушт, он продолжил учебу в с. Дачное, а закончил  ее в селении Базоркино в 1938 году. В том же году женился на Хамхоевой Рейхант Хадж-Алиевне.

В 1944 г. семья Хусейна, как и весь ингушский народ, была депортирована в Среднюю Азию. В то время у него уже было 4 детей: 2 мальчика и 2 девочки. За три дня до прибытия их на место высылки у Хусейна умерла мать. Он скрыл от солдат ее смерть, чтобы они не выбросили тело по дороге. Сказав им, что она заболела тифом  лежал рядом с ней. Когда они приехали в Есиль, один из офицеров нашел санки и помог ему увезти тело, сказав, что он знал о ее смерти, но не стал разглашать. Через некоторое время  у Хусейна умерли два сына в раннем возрасте, Магомед и Ахмед.

В Средней Азии родилась дочь Айшат. Когда девочке было два года, умерла ее мать, жена Хусейна. Потом он женился на Мамиловой Мадинат Пакаевне. От второго брака у них родились три дочери и один сын.

В годы ссылки Хусейна-муллу арестовали и осудили на 5 лет, за то что он обучал религиозным знаниям. Сотрудник НКВД предложил Хусейну сотрудничать с властью,  на что он возмутился и отказался, сказав: «Дал техар мара ха яц».

Просидев в заключении полтора года, Хусейн попал под амнистию и вышел на свободу.

На новом месте, несмотря на все трудности, он вел активную духовную жизнь как богослов. Выслав весь народ в эти суровые края, сталинское окружение не смогло сломить дух народа. Благодаря таким людям, как Хусейн-мулла, они не смогли отнять у нашего народа его религию, традиции и обычаи. Он всегда был готов помочь нуждающимся в хорошем слове и поддержке.

В середине 50-х гг. Хусейн-мулла вместе со своей семьей вернулся на родину. Пришлось заново устраивать жизнь, восстанавливать хозяйство. Время шло, и все больше рос авторитет Хусейна как религизно-нравственного человека. Когда в 1981 году начался путь к открытию религиозных храмов, дали разрешение на открытие первой мечети в Ингушетии в с. Барсуки, открытием которой занимался   Евлоев Суламбек-мулла Шахботович. По решению богословов и народа, за авторитет и понимание религиозных знаний Хусейна выбирают имамом этой мечети. Также он был имамом в с. Экажево и  г. Назрани. Он никогда не стремился быть первым во всем, но народ всегда продвигал его за такие  качества, как справедливость, честность и знание шариата. В своих проповедях Хусейн-мулла часто предостерегал свой народ от того, чтобы они не идеализировали арабов и слепо им не доверяли, особенно в вопросах религии, говоря: «Ни одного нормального ученого арабы к нам не пустили бы».

Хусейн-мулла учил своих родных и близких быть богобоязненными, никогда не врать, не брать чужое, быть честными и справедливыми. Всегда давал мудрые советы и  старался положительно решать все проблемы.  Он очень ценил искренность в человеке. Уделял большое внимание духовной жизни своего народа. В первые годы «перестройки» в конце 80-х и начале 90-х гг. государство уже не вмешивалось в религиозную жизнь мусульман, началось активное движение за строительство новых мечетей, пропаганду религиозных ценностей и традиций. Во многих селах и городах Ингушетии, как и в других мусульманских регионах  России, начали возводить новые джамаат — мечети, стали открываться исламские институты. Но самой радостной вестью для верующих было официальное разрешение государства совершать хадж в святые для мусульман города Мекку и Медину. В 1990 г. (июнь-июль) отправилась первая группа паломников из Чечено-Ингушетии, среди них были  Хусейн-мулла и другие известные богословы.

У него было много учеников, среди них немало известных, которые безусловно пригодились народу.

Еще он был очень гостеприимным человеком, ни один день не проходил без посетителей, стол в его доме всегда был накрыт, а двери открыты гостям. Люди  приходили к нему с разными вопросами, за советами.

Хусейн-мулла активно участвовал в примирении кровников.  Были случаи, когда люди шли на примирение лишь потому, что он пришел к ним. Добрых дел, сделанных Хусейном-муллой не перечислить.

По рассказам дочерей известно, что иногда они даже сутками не видели своего отца, так как  всегда он, несмотря ни на что, был готов помочь людям. Он призывал народ к терпению и непоколебимости в вере и чистоте ислама.

5 марта 2002 г. Хусейна-муллы не стало, он ушел из жизни в 96-летнем возрасте. Оставил после себя яркий след в духовной жизни ингушского народа. На его похороны собралось очень много народа не только со всей Ингушетии, но и из-за её пределов. Несомненно, люди, присутствовавшие на его похоронах, ему позавидовали. Ведь поистине  он был любим, уважаем людьми. Важно, чтобы наше подрастающее поколение знало и помнило ингушских знатоков ислама 19-20 веков, чья праведническая деятельность способствовала сохранению среди ингушей ценностей ислама и объединению народа. И сегодня обязанность каждого из нас помнить и передавать мудрые наставления ученых алимов Ингушетии подрастающему поколению. Ответственным в этом деле является каждый из нас. Следуя за ними, мы воспитываем богобоязненных, нравственно чистых людей, пробуждая в них с детства чувство ответственности перед родителями и обществом.

 М. Барахоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь