Известный российский журналист, член Общественной палаты России Максим Шевченко в рамках своей поездки по Северному Кавказу посетил Культурный центр народов Кавказа в Пятигорске. В частности, он встретился с муфтием Ставрополья Мухаммадом Хаджи Рахимовым и местной мусульманкой общиной, а также поделился своим виденьем утверждения межконфессионального согласия на Северном Кавказе и России в целом.
О правах и свободах народов России
— Я отношусь уважительно ко всем народам на земле и ко всем народам Российской Федерации особенно. Я считаю, что Россия должна быть демократической республикой. Как сказано в Конституции РФ: «Россия является социальным государством, где держателем власти является многонациональный народ». Поэтому я считаю, что права и свободы всех народов России: мусульман, буддистов, христиан, людей разных вероисповеданий должны быть защищены. И что права народов на национальное, этническое развитие — карачаевцев, ногайцев, кабардинцев, абазинцев, чеченцев, калмыков, русских, татар и так далее, тоже должны быть защищены. А для того, чтобы защищать, людям сначала нужно дать возможность эти права развивать и их как-то реализовывать. Вот поэтому, собственно говоря, я на Кавказе защищаю права всех. Мы права русских защищаем, казаков, «Кавказская политика» очень много внимания уделяет казачеству и проблемам казачества, и конечно правам мусульман. Демократия подразумевает именно наличие свободного развития и гарантии прав, обеспечивающих эти свободы.
О мусульманах России
— Мусульмане — это самое большое религиозное меньшинство в Российской Федерации. Большая часть примерно 80% населения России — это христиане разных вероисповеданий, в основном православные и евангельские христиане, то есть католики, а вот 18 процентов — мусульмане. Кроме этого есть буддисты, есть народы исповедующие традиционные религии Севера и так далее. К буддийским народам относятся калмыки, буряты и тувинцы. Мусульманские народы тоже с удовольствием могу перечислить, хотя всех их не назовешь, но основные — народы Поволжья: татары и башкиры, сибирские татары, которые является отдельной этнической группой, это народы Кавказа: народы Дагестана, чеченцы, ингуши, народы кабардинского корня, народы тюркского Прикавказья: кумыки, ногайцы и так далее. Конечно, мусульмане это самое большое меньшинство. Плюс еще огромное количество людей, приехавших из Средней Азии — узбеки, таджики, киргизы. Я их никогда не забываю. Все, кто находится на законных основаниях на территории России, всем, как говорится, добро пожаловать. Это наши братья и сестры, многие из них получают гражданство, работают и создают нам разные блага, поэтому мы рады приветствовать всех, кто законно находится на территории нашей страны. .
О Ставропольском Муфтияте
— Я считаю, что Ставропольский муфтият испытывает серьезное давление, зачастую не правовое и абсолютно неоправданное. Оно выражается в запретах на строительство мечетей, на ношение платков в традиционных ногайских селах, где традиционная исламская среда, на ношение религиозной одежды. Я считаю, что это абсолютно недопустимые вещи, нарушающие Конституцию Российской Федерации. Я думаю, что религиозные здания, религиозные объекты должны строиться в стране. В идеале, религиозные сооружения в России должны строиться при соблюдении нескольких условий: законном приобретении земли, законное согласование архитектурного проекта городскими властями, законное получение денег, на которые строится данный объект. И все, больше ничего не требуется. Все остальное — «разрешает ФСБ», или «разрешает МВД», или кто-то еще разрешает, честно говоря, мне непонятно. На каком основании, какие-то власти, если соблюдены эти три условия: законные деньги, законная земля и согласование с городским архитектурным обликом, должны разрешать или не разрешать что-то строить кому-то.
Я просто не понимаю, почему верующие должны постоянно находиться в угнетенном положении. Любой кабак, любой торговый центр строят, мнения городских жителей особо не спрашивая, а когда начинают строит мечеть, или церковь, или там дацан, то надо вопрос поднимать, какие-то референдумы проводить. Я считаю, что религиозные объекты украшают города. Тем более города, которые являются территорией совместного проживания людей разных религий — христиан, мусульман, буддистов, иудеев, армян. Такие регионы как Кавказские Минеральные воды.
О мечетях в России
— Россия занимает постыдное место в мире по количеству мечетей в мегаполисах. В России огромное число мусульман — миллионы людей абсолютно дискриминируются. Потому что в огромных городах людям запрещают строить мечети. В некоторых городах, таких как Краснодар, вообще нет мечети. Говорят, вот в Адыгее соседней есть, а в Краснодаре нету, и это город-миллионник, где живут десятки, сотни тысяч мусульман. Конечно, эта дискриминация недопустима. Она меня оскорбляет как русского и православного человека, как человека демократических взглядов. Я выступаю против любой дискриминации в России и хочу, чтобы Россия была домом для всех народов. Домом, а не каким-то лагерем-поселением, где у одних прав больше, чем у других. Такого совершенно быть не должно. Ни кто не должен быть ущемлен, ни русский, ни нерусский.
О радикалах в религии
— В каждой религии есть радикалы. Они действуют исходя из неправильной трактовки доктрины, из психозов внутренних, каких-то корыстных мотивов. Не считаю, что нужно вычленять радикальный ислам из общего контекста радикального христианства или радикального буддизма. Мы же видим, что в Мьянме происходит. Это что буддизм что ли? Что там с мусульманами рохингья делают. Мы видим что делают некоторые люди от имени мусульман в «Исламском государстве». Это что ислам? Мы видим как некоторые христиане себя ведут. Как допустим, в Сербии православные себя вели во время войны в Боснии и Герцоговине, в Сребренице. Как католики-ирландцы себя ведут, что они творят в Ольстере. Поэтому в каждой религии есть радикалы. Я против обобщения, но я за то, чтобы давать отпор тем, кто пропагандирует терроризм, насилие и разные разрушительные идеи.
О пятигорской мечети
— Мы будем будет бороться за соблюдение конституционных прав всех граждан России, в том числе и мусульман Кавказских минеральных вод. Я считаю, то как ведут себя власти по отношению к мусульманам — это абсолютно недопустимые вещи. И если ситуация вокруг мечети будет обостряться, и кто-то будет требовать её сноса или закрытия, то безусловно, я как член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России и член Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте обязательно, да и мои коллеги в большинстве своем, вступимся за гражданские права мусульман Пятигорска. Потому что ту красоту, которую я тут увидел, прекрасный с душой подход к строительству религиозного здания надо поддержать. Я считаю, это укрепляет гражданские принципы нашей страны и все кто говорит, что это надо закрыть, сломать — они просто враги России.
Алдар Куватов