Грехи и неверие (исламское вероучение)
Возможно, что тех, кто достоин наказания за свои грехи, Всевышний
Аллах простит по Своей милости и через заступничество Его пророка صلى الله عليه وسلم или заступничество некоторой элиты из верующих. Но это не относится к тем, кто достоин наказания за свое неверие, ведь прощение их невозможно[1].
Мы не объявляем никого из молящихся в сторону киблы неверующим на основании совершаемого им греха, если тот не считает этот грех дозволенным.
Мы верим в возможность стирания плохих дел добрыми поступками, ведь Всевышний говорит:
Добрые дела стирают плохие. (11:114= Сура «Худ» 114 айат)
Добрые дела не могут быть стерты злом грехов, за исключением неверия, ведь Всевышний говорит:
Стерты дела того, кто отрекся от веры. Он будет в числе потерпевших крах на том свете. (5:5)
Мы не считаем, что грех, совершенный верующим, не навредит ему. Мы надеемся, что рай будет дан всем верующим, совершенствующим свои поступки, но не гарантируем рай никому, кроме тех, кого Всевышний Аллах почтил попаданием туда явным указанием в Коране и хадисах.
Мы молим Аллаха о прощении верующих, совершающих грехи. Мы боимся за них, но не приводим их в отчаяние. Ведь и чувство безопасности от гнева Аллаха, и отчаяние в Его милости может вывести человека из ислама[2]. Путь истины – между двумя этими крайностями. Такова позиция людей киблы.
Раб не считается оставившим свою веру, кроме как посредством отвержения того, что его изначально ввело в нее[3].
Завет, взятый Всевышним Аллахом с Адама (мир ему) и его потомства, – это правда[4].
Всевышний Аллах предвечно знал общее количество обитателей рая и ада. Поэтому никого не прибавить и не отнять из этих количеств. То же самое касается действий творения. Соответственно, те поступки, для которых человек был сотворен, облегчаются ему. Ценность поступков определяется тем, как он закончит свою жизнь.
Обладателем вечного блаженства является тот, кому оно было предопределено Аллахом, а обладателем вечного краха – тот, кому он был предопределён Аллахом.
Автор: Абу аль — Ихляс Хасан Шурунбулали (1586–1659) – ханафитский теолог, живший в Египте. Известен своим трудом «Нур идах». Является также автором ряда других работ.
[1] Это основано на божественном установлении, поскольку Всевышний Аллах предвечно пожелал, чтобы те, кто выберет неверие в Него, навсегда остались в огне. Соответственно, даже несмотря на логическую возможность их прощения, это на самом деле невозможно, ведь Аллах сообщил нам в Коране об их наказании. (Баджури. Тухфат мурид, 449–450)
[2] Часть теологов полагает, что, когда в некоторых утверждениях в отношении вероубеждения говорится о неверии, как в данном случае, подразумевается не буквальный смысл, а гипербола (преувеличение) для отвращения верующих от совершения описываемого действия. Такая интерпретация поддерживается следующими словами автора данной книги: «Раб не считается оставившим свою веру, кроме как посредством отвержения того, что его изначально ввело в нее». (Майдани. Шарх «Акыда Тахавия», 97)
[3] Имеется в виду отречение от веры в единственность Аллаха, покорности Ему и убеждений в том, что обязательно известно о религии. (Майдани. Шарх «Акыда Тахавия», 97)
[4] Как говорится о том в Коране: «Вот твой Господь вывел из детей Адама – из их чресл – их потомков и привел их к свидетельству против самих себя: – Не Я ли ваш Господь? – Конечно! Свидетельствуем, – сказали они. Это чтобы вы не говорили в День воскрешения: – Мы были беспечны к этому». (7:172)