Лара БЕЙТУГАНОВА (в девичестве АЖАХОВА) одарена природной красотой, которая с годами приобрела глубокие оттенки и засияла. И это немудрено: состоявшиеся люди несут энергетику полноценности, силы, радости. А Лара и ее супруг Анзор построили комплекс из хозяйственного магазина, салона красоты, бильярдного клуба, аптеки, кондитерского цеха сами. С нуля! При этом воспитывают троих замечательных сыновей — Кантемира, Тембулата и Марата. Мы встретились с Ларой. От нее шли волна полноты бытия, обаяние естества. Это ее территория.
— Лара, с чего начинается бизнес?
— С мысли о бизнесе. Я рано вышла замуж, в шестнадцать лет, и все было хорошо. К семейной жизни девочек надо готовить, у меня была отличная школа: так как бабушка Салисат АЖАХОВА жила одна, родители решили, что я буду с ней. Бабушка была женственной, чистота и порядок были очень важны для нее, все вокруг благоухало. Она учила меня готовить, убирать, общаться с людьми. Бабушка прекрасно разбиралась в традициях и этикете. Наши обычаи защищают личное пространство каждого человека, все роли расписаны, не должно быть оскорблений, вся культура строится на уважении друг к другу. Помню, как люди приходили к бабушке за советом и уходили от нее просветленные. Общение с таким глубоким человеком оставило в моей душе неизгладимый след. Многие черты моего характера, в том числе предприимчивость, уходят корнями в детство.
— Вы занялись бизнесом, потому что надо было содержать семью?
— Нет, я могла и не работать. Но желание пробовать свои силы было огромное. Начала с тортов. Дети были маленькие, оставляла их свекру со свекровью и продавала торты на рынке. В это время закрывался общепит, и муж купил трехсекционную печь за семь тысяч рублей. Когда я увидела печь, заплакала, приговаривая: «За эту рухлядь все наши деньги отдал?» Рухлядь не рухлядь, а факт был налицо: печь – большая, нужен был мощный миксер, до сих пор обходились маленьким миксером «Мария». Решили взять в долг у соседа дрель, муж припаял к ней насадки, и получился хороший миксер. Мы им пользовались четыре года. Потом стали задумываться о расширении бизнеса. В это время, лет двенадцать назад, продавался участок, на котором сейчас расположен магазин. Собственно, здесь были пустырь и мусорная свалка. Хозяин повесил дощечку с объявлением, что участок продается за триста пятьдесят тысяч рублей. А у нас было только триста тысяч. Хозяин ни рубля не уступал, а мы уже знали, что собираемся здесь строить. Каждое утро муж забирал дощечку о продаже и возвращал на место уже поздно вечером. Мы тянули время, копили пятьдесят тысяч. Накопили и купили пустырь с мусорной свалкой. Стройка длилась семь лет.
— Кредиты брали?
— Нет, кредиты мы не брали , это наша принципиальная позиция.
— Сейчас у вас здесь салон красоты, бильярдный клуб, аптека, хозмаг, кондитерский цех. У вас есть любимый участок?
— Конечно, мое – это кондитерский цех. У нас халва, чак-чак, эклеры, заварные трубочки, торты. Хочу открыть цех эксклюзивных тортов и пирожных для гурманов. Здесь огромное поле для фантазии: есть любители высококалорийной выпечки, другие предпочитают фруктовые сладости с низким содержанием жиров, муки и сахара. Сладости для детского стола отличаются от линии для взрослых. Важное значение имеет эстетика кондитерских изделий, особенно свадебных тортов: здесь художественный вкус не менее значим, чем поварские навыки.
— Кто-нибудь из детей задействован в семейном бизнесе?
— Бильярдный клуб – территория ответственности Тембулата, он студент экономического факультета. Думаю, нам будут помогать все дети.
— А что еще думаете предпринять?
— Зреет мысль о ресторане в Нальчике.
— Думаете, получится?
— Меня вообще удивляет такая постановка вопроса: получится или нет? Уверена, получится.
— У вас бывают выходные?
— Нет, работаем без выходных.
— Но надо же когда-то отдыхать.
— Иногда отдыхаем. Были неделю в Анталье. Еще со средним сыном побывали за одну поездку в десяти странах: сначала на поезде добрались до Бреста, оттуда на автобусе отправились в разные города: Канны, Ниццу, Монако, Париж и другие. Были просто сказочные впечатления. Огромное количество музеев и архитектура пора-зили. Я как кондитер обращала внимание и на выпечку. Скажу откровенно: готовят вкусно. Ездили в позапрошлом году, но до сих пор помню вкус парижской сдобной булочки с большим количеством изюма.
— Поедете еще раз в экскурсионный тур?
— Если получится, поеду. Обещала младшему сыну Марату показать Европу.
— У вас двое сыновей – студенты, младший – школьник. Насколько вы допускаете вмешательство в их личную жизнь, считаете ли возможным выбирать им невест?
— Ни в коем случае! Мой супруг и я не признаем давление на детей, их свободный выбор, их решение – это важно. Мы можем только советовать, не более. Неуважение к ребенку разрушает его личность. Стараемся воспитывать ответственных людей. Дети видят, как мы работаем. Думаю, личный пример — главный воспитательный фактор.
— Но все же, по-вашему, когда мужчине лучше создавать семью?
— На мой взгляд, жениться надо, когда есть образование и работа. Мужчина — глава семьи должен содержать семью, на нем ответственность за супругу и детей.
— Лара, скажите честно, все-таки совмещать бизнес и семью сложно?
— Наоборот, мне сложно представить себя без работы. Женщине тоже необходима самореализация как профессионала. Да, семья и материнство важнее, но есть и потребность творить. Меня супруг всегда поддерживал, и я ему благодарна за понимание.
— А как вы набирали сотрудников?
— Своих, кому доверяю как себе. В нашей команде мои сосношницы и родственницы. Администратор – золовка Анжела БЕЙТУГАНОВА-ОТАРОВА. Когда находишься среди родных, заряжаешься энергией. Я каждый день работаю с людьми, близкими мне по крови, поэтому и не устаю. Мой тыл надежен.
— Есть ли в вашей жизни свободное время?
— Лет пятнадцать работала в достаточно напряженном ритме. Это было время становления. Но последние два-три года мне уже легче, есть свободное время. Труд приносит свои плоды, приходит чувство удовлетворения. Это просто магический процесс: придумываешь то, что будет, и затем воплощаешь в жизнь свои фантазии.
— Меня поразило то, что ни на одном из этапов у вас не было сомнений в успехе.
— Нет сомнений и сейчас в успехе будущих проектов.
— Думаю, дело в вашем воспитании. Лара, знаю, что вы занимаетесь благотворительностью.
— В праздничные дни по мере возможности помогаем многодетным и малоимущим семьям. Это древний обычай всех кавказских народов – помогать друг другу.
— Спасибо за столь оптимистичный и неравнодушный взгляд на мир. Удачи!
Марзият БАЙСИЕВА