Монеты – это такой привычный для нас предмет повседневной жизни, что мы весьма редко задумываемся об их происхождении. А между тем дизайн, форма монеты могут рассказать нам о многом. В этой связи весьма интересно проследить историю первых металлических денег, выпущенных на мусульманских территориях.
Принято считать, что монеты появились впервые в древнем государстве Лидия, которая располагалась на территории западной части современного полуострова Малая Азия. Именно здесь в VI веке до н.э. пошла традиция выпуска государственного символа как гарантии стоимости кусочков металла, на которых они были выгравированы.
При жизни самого пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Всевышнего) на территории Аравийского полуострова собственных монет не чеканили. В торговле, по прежнему употреблялись золотые византийские и иранские серебряные монеты, но пользовались ими в основном в развес. А привычной для нас фиксированной стоимости они не имели.
К середине VII века арабы продвинулись на Ближний Восток, и волей неволей пришлось вступить в контакт с сообществами, где уже сложилась устойчивая традиция чеканки монет. Самыми распространенными в Византии были медные деньги, реже золотыми. В Персии (т.е. Иране) в ходу были серебряные дирхамы.
Эти традиции отчасти были переняты и мусульманами. В Сирии, Египте началась чеканка медных монет, а серебряные производились на территории нынешнего Ирака и Ирана.
Первые монеты при этом не несли на себе явно исламского отпечатка и поэтому во многом повторяли уже существовавшие на тот момент формы и традиции.
Монеты же именно с мусульманской символикой появились впервые в 661 году при основателе Омейядской династии халифе Муавии ибн Абу Суфьяне, т.е. почти через тридцать лет после смерти Пророка Мухаммада ( мир ему и благословение Всевышнего). Несмотря на то, что он проводил воинственную политику, тем не менее, он стремился нивелировать религиозные многообразие, выпуская золотые монеты, идентичные византийским: на одной стороне изображался византийский император Ираклий (правивший с 610 по 641 год) и его сын, на другой традиционная надпись на латыни. Вместо креста изображался скипетр/жезл. Однако такие монеты постепенно были выведены из оборота, так как христианское население, все еще составлявшее значительную массу, отказалось пользоваться ими.
Начиная с 663-664 году халиф Муавия начал датировать монеты уже согласно исламскому летоисчислению, но, судя по всему, это уже не вызвало столь серьезных возражений).
Причины такого консервативности в дизайне металлических денег связаны с двумя факторами.
Первый – консервативное отношение людей к деньгам вообще. Поэтому необходима была очень веская причина для резкой смены формы и дизайна монеты.
И второе – отсутствие резкого и радикального навязывания символов новой религии – ислама населению еще порой мало знакомому с ее основами, говорит нам о толерантности первых правителей арабского халифата и готовности их идти на компромиссы.
20-летнее правление другого халифа династии Омейядов Абдул-Малика, которое началось в 685 году, характеризуется началом уже более серьезных экспериментов в дизайнах монет: место императора заняло изображением самого халифа, крест также исчез. Надписи остались только на арабском языке, и впервые появились изречения из Корана.
Интересно отметить, что новые золотые монеты вызвали международный кризис.
История такова: Согласно мирному договору заключенному после войны с Византией, халифат должен был заплатить некую контрибуцию. И в 692 году халиф Абдул-Малик попытался отдать новыми металлическими деньгами, но византийский император Юстиниан II отказался их принять. Отказ принять новые деньги привел к возобновлению военных действий. А причина такого «упрямства» византийцев заключалась в том, что фигуры изображенные на новых монетах не были обрамлены никакими христианскими символами, но самое главное была надпись: «Бисмилля, ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах» (Во имя Аллаха, нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад Его посланник).