Портал Мусульман Кавказа

Театр жизни

0% нравится
12 февраля 2018, 09:49

Театр жизни

В Магасе проходит семинар-тренинг «Форму-театр как средство предупреждения насилия и экстремизма».

Молодежные активисты, волонтеры, психологи, педагоги из  Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана и  Чечни собрались в  эти выходные в  Магасе для того чтобы научиться с  помощью выразительных средств театра разрешать конфликты, преодолевать непонимание, строить здоровые нравственные связи с  окружающим миром.

Мероприятие проходило под эгидой межрегионального просветительского проекта «Вместе!», реализуемого Общественным фондом социального развития «Генезис».

Форум театр это особая методика налаживания миротворческого процесса. Находить компромиссы между участниками социального конфликта проигрывая сложные ситуации межличностных взаимоотношений, словно ты  участник театрального действа, когда-то предложил известный бразильский драматург Аугусто Боаль. Одним из  пионеров по  применению идей «Театра угнетенных», частью которого и  является техника форум-театр, на  Северном Кавказе является известный тренер-реабилитолог Инна Айрапетян. Именно ее  и  привлекли в  Общественном фонде социального развития «Генезис» для знакомства своих волонтеров с  этой уникальной методикой психопрофилактики и  психокоррекции социальных проблем. Для Инны Кимаевны это уже второй приезд в  столицу Ингушетии.

—  Нынешняя команда участников тренинга мне нравиться особенно. Я  вижу, что собрались люди, которые по-настоящему увлечены миротворческой работой, болеют за  дело и  вижу также, что им  искренне интересна сама эта новаторская техника под названием форум-театр. Когда присутствуют оба эти фактора шансы того, что коллеги станут применять ее  в  своей практической работе больше и  чаще в  разы увеличиваются,  — отметила она в  интервью «Ингушетии».

 Началась работа встречи с  блока истории. Инна Кимаевна рассказала о  том, как зародился форум-театр, как начал завоевать популярность и  в  чем основанная причина успеха этой методики.

Закон жанра предполагает, что участники тренинга составляют некий сценарий, в  основе которого лежит сюжет преодолеваемого конфликта, и  который затем коллективом драматургов самими  же и  «проигрывается» на  сцене. Подмостки в  данном случае понятие условное, за  них сойдет любая площадка. Среди героев повествования обязательно есть угнетатель и  угнетаемый. В  роли своеобразного режиссера-постановщика выступает персонаж под названием Джокер.

Он  предлагает зрителям объяснить, что происходило на  сцене, в  чем заключается проблема, предоставляет зрителю возможность самому стать актером и  сыграть в  спектакле, заменив кого-то из  исполнителей. При этом на  одну роль могут себя попробовать несколько зрителей. В  роли актера зритель глубже погружается в  эмоциональные переживания персонажа, ощущает результат своего вмешательства. Попытка участия может привести к  иному осмыслению проблемы, реакции на  нее.

Соответственно, аудитория вовлекается в  переживание, что сравнимо с  методом социодрамы, где драма актеров становится драмой зрителей.

—  На  мой взгляд,- говорит Инна Айрапетян,  — для нашего достаточно консервативного и  закрытого общества форум-театр  — это наиболее универсальная и  эффективная методика разрешения конфликтов. Здесь не  нужно делиться какими-то секретами, личными переживаниями, чересчур открываться перед незнакомой аудиторией. При этом участвуя в  постановке, примеряя на  себя различные роли (то  становясь угнетателем, то  угнетаемым, либо просто зрителем) человек либо утверждается в  своей позиции, либо пересматривает  ее, а  затем помогает выбраться из  психологического тупика товарищу. И  я  считаю, что за  этой методикой  — будущее профилактической работы с  социальными проблемами.

Главным достоинством драматургического материла подготавливаемого для «постановки» является его жизненность. Здесь затрагивают проблемы, которые действительно волнуют и  задевают за  живое. Но, оказывается т  определиться с  кругом проблем тоже непросто. Как отбирать из  вороха сложностей, беспокоящих то  или иное микросообщество, те  самые, что близки всем. На  эту тему здесь говорили в  отдельном учебном блоке.

Сам просветительский проект «Вместе!» в  первую очередь ориентирован на  профилактику экстремизма и  радикализма в  молодежной среде. Учредители фонда стремятся охватить своей работой как можно большее число представителей подрастающего поколения Ингушетии, Чечни, Дагестана и  Кабардино-Балкарии.

—  К  сожалению, проблема радикализации молодежи приобрела в  последние годы особую актуальность в  нашей стране,  — говорит один из  координаторов проекта «Вместе!» Марета Дзейтова. —  Общество активно ищет пути противодействия этому явлению. Оно хочет оградить наших парней, а  нередко и  девушек, от  пагубного влияния идеологов экстремизма. Как ответ на  этот социальный запрос мы  тоже ищем новые формы психологической и  реабилитационной работы с  молодежью. Форум-театр зарекомендовал себя как одна из  наиболее эффективных техник преодоления конфликтных ситуаций возникающих в  различных сообществах. Посмотреть, что это, научить работать в  формате форум-театра своих волонтеров мы  и  пригласили к  себе Инну Айрапетян.

По  отзывам участников тренинга, Инну Кимаевну отличает нетривиальность в  формах подачи материала, готовность и  способность к  мгновенной импровизации и  чуткость. В  ходе общения опытный тренер никогда не  забывала, что она приехала не  только говорить, но  и  слушать. Это нашло искренний отклик у  ее  аудитории, что и  явилоась основой плодотворной работы.

Просмотров: 113

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх