Истина в трех словах

0
112

Древние выражения раскрывают мировоззрение ингушей

«Харца дуне», «бакъа дуне»  — эти сопоставительные не  обиходные выражения еще можно изредка услышать от  представителей старшего поколения. Из  закромов ингушского лексикона они достаются только к  уместной ситуации, допускающей эти глубокомысленные фразы.

Выражения, может, и  обделены вниманием, но  наполнены глубоким значением. Их  не  назовешь поговорками, так как они имеют эсхатологический смысл. Газета «Ингушетия» постаралась вникнуть в  таинства древних фраз вместе с  известным этнографом Русланом Саговым.

Исследователь относит возникновение устойчивых выражений «харца дуне» (букв. —  «неправильная (ложная) жизнь») и  «бакъа дуне» (букв. —  «правильная, истинная жизнь») к  раннему этапу распространения ислама среди ингушского народа, однако не  исключает их  восхождение и  к  более раннему периоду. «Харца дуне» в  понимании ингушей  — ближняя, мирская жизнь; «бакъа дуне»  — загробная жизнь. Эпитеты «харца» и  «бакъа» наполнены не  общепринятым, а  философско-религиозным содержанием.

—  Я  склоняюсь к  тому, что выражения зародились во  время проникновения ислама к  нашим предкам, может, они появились еще раньше. Но  я  не  люблю, когда период до  ислама называют язычеством. По  моим скромным исследованиям, ингуши и  до  ислама придерживались монотеизма, то  есть верили в  одного Бога. Если говорить про изречения «харца дуне», «бакъа дуне», то  они рассказывают о  мировоззрении ингушей и  связаны с  исламским вероубеждением. Прямая связь с  ключевым зачином во  всех делах мусульман  — БисмилляХ1ир-Рохьманир-Рохьим (во  имя Аллаха, Милостивого, Милосердного). Он  означает, согласно толкованию исламских ученых, что Аллах милостив ко  всем Своим созданиям на  этой земле, будь  то верующие или неверующие люди, и  милосерден только по  отношению к  верующим людям в  Последней жизни. Удел, права у  всех в  этой жизни одинаковы, но  в  Последней участь каждого будет определена исключительно согласно истине и  суду Всевышнего.

«Бакъа дуне» вбирает с  себя это убеждение и  утверждает торжество Высшего суда и  справедливости в  загробной жизни. Бакъдар (правда) наступит только с  истиной и  словом Всевышнего. Понятие «харца дуне» нужно понимать не  буквально, наши предки не  считали, что эта земля создана Всевышним изначально отклоняющейся от  истины, но  сами отдельные люди отходят от  нее,  — отмечает этнограф.

Руслан Сагов считает, что выражения  — только лишь один из  показателей того, что национальная и  исламская составляющие у  ингушей всегда переплетались. Ингушский народ, по  словам исследователя, испокон веков отличался сильной религиозной догматикой и  убежденностью в  загробную жизнь, неминуемость Последнего суда.

 —  Наше национальное изначально было близко к  исламу. За  исключением отдельных моментов, элементы ингушского эздела совпадают с  исламом. У  наших предков было осознание наступления потусторонней жизни, в  которой все будет взвешено, определено, сколько добра и  зла совершил каждый, независимо от  того, как к  этой истине ты  относился в  ближней жизни. Видение истины у  людей может быть разным, но  на  абсолютной истине только тот, кто следует Божественному пути.

В  Сурхахах жил один известный алим  — Осман Муцольгов, очень начитанный и  осведомленный человек, который впитал в  себя и  народную мудрость. Помню, как он  говорил о  том, что все созданное Всевышним исповедует ислам, на  истине, кроме людей и  джиннов (невидимые создания, существующие в  параллельном от  людей мире, о  существовании которых говорится в  Коране). Животные и  неодушевленные предметы выполняют свое предназначение, а  вот люди и  джинны  — не  всегда, в  зависимости от  того, последуют они истине или нет, становясь верующими или неверующими. Наши ингушские фразы и  связаны со  следованием истинному пути, ведущему к  Всевышнему. «Харца» (неправильный, лживый) и  «бакъа» (правдивый, истинный) определяются именно в  соотношении с  этой истиной.

На фото: Древнее мусульманское захоронение в селении Гянт (фото Археологического центра им. Е.Крупнова)

Залина Дзаурова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь