После 13 лет депортации балкарский народ вернулся на отчую землю, но никогда не забывал добросердечных, дружелюбных братьев и сестёр – казахов, кыргызов, узбеков, щедро деливших с нами кров, хлеб-соль в самые тяжёлые и трагические для нас годы.
Прошло 60 лет, и по милости Всевышнего мне посчастливилось вновь ступить на землю, о которой никогда не забывала – Кыргызстан.
2018 год – год 90-летия гениального Чингиза Торекуловича Айтматова, и на его родине уже начались мероприятия по этому случаю. Международный фонд имени Чингиза Айтматова пригласил меня на одно из них – творческий вечер двух братьев по перу и духу – Чингиза Айтматова и Кайсына Кулиева.
Из Шереметьевского аэропорта вместе с моим земляком, исполнительным директором ММОО «Содружество» и двумя его сотрудницами Людмилой и Александрой (внучка Евгения Примакова) мы вылетели в Бишкек. Нас встретили радушные кыргызские друзья, среди которых оказался и ингуш Тамерлан Богатырёв, родившийся в Казахстане, но живущий и работающий в Бишкеке. Наутро после прилёта Тамерлан привёз меня в резиденцию, где находится дом и музей Чингиза Торекуловича и расположены особняки высокопоставленных лиц республики. Площадь резиденции огромная, огороженная высоким забором и охраняемая. Недалеко от неё красуется проспект имени Чингиза Айтматова.
Мария, верный друг, любимая жена писателя и я, плача от счастья, долго стояли обнявшись. Когда были живы наши мужья, мы виделись часто. Мария открыла дверь, и я оказалась в доме, где всё напоминало о её незабвенном муже. Чтобы нарадоваться, наговориться, недели было мало, так истосковались мы вдали друг от друга. Я видела отношение Чингиза Торекуловича к его Марии. Она удивительно тёплый, ранимый человек, и, самое главное, это выбор самого Айтматова .
Дочь Ширин улетала к старшей сестре Чолпон, живущей в Англии, и я, к сожалению, не смогла их увидеть. Но я увидела моего Эльдарика, уже повзрослевшего и ставшего похожим на Чингиза Торекуловича, увидела его жену Сабиру, сыночка Сулеймана и Эрику – крохотную дочурку, которой в тот день исполнилось всего 20 дней. Я подержала это тёплое существо у своей груди, и Тамерлан сделал несколько снимков.
Когда на следующий день в ресторане сидели близкие люди Ч. Айтматова – его младшая сестра Роза Торекуловна с дочерью Айгуль, Мария, племянник Асан с Джамилёй и Самат Кудаев – племянник Кайсына Шуваевича, я попросила Тамерлана показать фотографию Эрики. Роза Торекуловна, ещё не видевшая новорождённую, сразу сказала: «Наша. Айтматовская порода». Было уютно и тепло среди уютных и тёплых людей моей второй родины.
Меня пригласили в Национальную библиотеку имени Алыкула Осмонова – друга Кайсына Шуваевича. Потом в Международную ассоциацию карачаевцев «Ата-журт», возглавляемую уважаемой в Кыргызстане женщиной Зухрой Шидаковой. Во второй половине дня был обед у Марии и знакомство с музеем Чингиза Айтматова.
Музей гения великолепен. Скромная смотрительница мягко, неназойливо рассказывала и показывала кабинет, спальню, библиотеку, награды, фотографии… Их масса! Впечатление незабываемое. Часа через два Мария пригласила к дастархану. Мы пили чай за низким восточным столом и вели нескончаемые разговоры. Они продолжились и на проспекте Чингиза Торекуловича, по которому мы ходили до тех пор, пока не устали. Нам было о чём вспоминать и говорить.
Мария решила показать мне ресторанный комплекс. Приехали к домикам с каменными стенами, старинной утварью и блюдами – всё по-кыргызски. Мне не терпелось увидеть улицу Кайсына Кулиева в Бишкеке. Мария, её внук Лорен с видеокамерой, Тамерлан и другие подъехали к одной из центральных улиц. Водитель сказал, что через эту улицу проходит много разных дальних маршрутов. Эта улица носит имя Кулиева по решению Чингиза Айтматова. Увидев группу людей около своего дома, вышел хозяин и на вопрос, знает ли он, кто такой Кайсын Кулиев, был даже немного обижен: как не знать? И стал рассказывать о Кайсыне-аке как о самом близком, дорогом друге кыргызов.
А Тамерлан и Лорен продолжали съёмки. Меня хотели повезти на Иссык-Куль, в Кант и даже в Джалал-Абадскую область, но недели на всё не хватило. Телевидение, радио, газеты информировали о моём приезде на вторую родину через 60 лет. Магомед, Тамерлан и я стали героями телевизионных передач в эти дни. А мне хотелось подольше побыть рядом с Марией. Эльдар говорил, что мой приезд оживил его маму. Она давно не радовалась так.
А какая радость была в моей душе! Я наслаждалась воздухом Кыргызстана, расцветшего до неузнаваемости, добрым отношением доброжелательных и талантливых людей, окруживших меня и одаривших душевным теплом, будто своим визитом я сделала их небывало счастливыми. Я понимала: эта всеобщая любовь народная к Чингизу Айтматову и к его старшему собрату Кайсыну Кулиеву, который в годы депортации балкарского народа переводил произведения кыргызских писателей на русский язык. Они тогда говорили: «Кайсын-Манас, ты кормишь нас!». А когда поэт уезжал к себе на родину, то заменили слово «кормишь» на «губишь». Чингиз Торекулович свои первые рассказы приносил Кулиеву, и Кайсын Шуваевич ещё тогда предрёк великое будущее молодому человеку. Чингиз всегда называл старшего брата и наставника своим учителем. В моей пьесе о Кайсыне есть сцены, где устами Кайсына выражается благодарность всех балкарцев кыргызскому народу.
Самое неизгладимое впечатление у меня осталось от огромного комплекса «Ата бейит» – идея, осуществлённая Чингизом Торекуловичем. Там захоронены останки казненных людей органами НКВД. Там же покоится и отец писателя Торекул Айтматов – человек с трагической и удивительной судьбой. Похоронен в своем детище и сам гений Чингиз, покоривший своим многогранным талантом весь подлунный мир. В «Ата бейите» стоит скульптурный памятник жертвам сталинского молоха. При взгляде на него стынет кровь. «Ата-бейит» – уникальное творение мысли и рук человеческих, и описать это я не в силах. Его надо увидеть своими глазами и сердцем.
Творческий вечер двух духовных братьев по перу состоялся в самом престижном ресторане «Фрунзе». Артисты, студенты читали монологи и стихи из произведений Айтматова и Кулиева, пели песни, посвящённые великому тюрку Чынгызу (так произносят это имя на родине писателя), показывали видеозаписи. На вечере присутствовал французский посол с супругой, родные и почитатели литературы и искусства.
Я познакомилась с Аскаром Чингизовичем – средним сыном Айтматова, преподнесла в дар книгу, изданную мной и Ахматом Кайсыновичем с помощью моего земляка и близкого родственника, предпринимателя Эльдара Османова, которая была приурочена к 100-летию со дня рождения Кайсына Кулиева.
В этот прекрасный вечер меня ожидал сюрприз – Международный фонд имени Чингиза Айтматова в лице его президента Эльдара Айтматова присвоил мне почётное звание «Гражданин мира». Первым это высокое звание получил знаменитый спортсмен Хабиб Нурмагомедов, а второй его обладательницей стала вдова К.Ш. Кулиева. Я безгранично благодарна моим друзьям за оказанное мне уважение. Постараюсь быть достойной этого высокого звания.
И вот я дома, но по сей день нахожусь там, в моём радушном Кыргызстане. Перед глазами проходят незабываемые дни и часы, когда я сидела в саду на скамейке, где сиживал Чингиз Айтматов. Из-под снега виднелись миниатюрные скульптурки волчицы Акбары, верблюда Каранара… Было много деревьев вдоль ограды – белоствольные великаны. Все увиденное в эти дни оставило неизгладимое впечатление в душе. Мне было дорого всё, что связано с этим титаном мысли, с которым довелось видеться, обращаться, и читать, читать, открывая для себя каждый раз новое!
Приехала домой, а вскорепришло новое приглашение от «Тюрксой» присутствовать на вечере 100-летия К.Ш. Кулиева. Пришлось послать письмо, которое, как сообщили друзья из Бишкека, прочитали на вечере и передавали приветы мне с наилучшими пожеланиями.
Приглашена я заранее и на 90-летие Чингиза Торекуловича, которое пройдёт на самом высоком уровне в конце года. Думаю поехать если на то будет воля Всевышнего!
Поклон тебе, мой Кыргызстан!
Элизат КУЛИЕВА