Мустафа Медов и Ингушский народный театр

0
240

Во  всех республиках и  многих городах бывшего Союза в  50-х годах сложился довольно значительный круг коллективов, по  уровню своему стоящих значительно выше обычных самодеятельных кружков. Такие коллективы стали называться народными театрами. В  60-е годы государство стало уделять им  всё большее внимание, так как на  народные театры возлагались большие надежды. Они стали одним из  важнейших средств эстетического и  культурного воспитания молодёжи и  населения в  целом, прежде всего сельского населения, так как, по  статистике, около половины спектаклей такие театры показывали сельскому зрителю, и  в  основном на  выезде.

В  1959 году Ингушский народный театр возглавил народный писатель Чечено-Ингушской АССР Ахмет Боков  — первый режиссёр этого театра. Как писал его сын Ладимир Боков, он  был «автором и  режиссёром, художником и  декоратором, драматургом, администратором, рабочим и  актёром». С  ним в  те  годы рядом были его верные друзья, проводники массовой культуры, самодеятельные артисты Микаил Зангиев, Бек Абадиев, Хаваж Торшхоев, Хава Карахоева, Алихан Сагов, Тамара Акиева и  многие другие.

Магомед Гапархоев, заслуженный артист Российской Федерации, вспоминает становление Ингушского народного театра в  конце 50-х  — начале 60-х годов.

 —  Я  руководил детским танцевальным ансамблем при районном Доме культуры города Назрани,  — говорит  он. —  Мы, музыканты, танцоры, актёры, работали в  одном здании, теперь там располагается краеведческий музей, и  всегда поддерживали друг друга. Народный театр в  разные годы возглавляли Ахмет Боков, Бек Абадиев и  Аюп Мустабиевич Тариев. Я  же руководил детским хореографическим ансамблем, а  иногда, когда театр нуждался в  актёрах, выступал на  сцене в  качестве актёра. Помню, что играл профессора в  спектакле «Барабанщица», режиссёром был Аюп Тариев. В  этом  же спектакле были задействованы аккордеонист Виктор Колосков с  супругой, а  также Мустафа Медов, солист народного инструментального оркестра. Иногда приходилось подтягивать и  руководящий состав  — директора Дома культуры Азии Картоева, заведующего отделом культуры Бориса Хамхоева, а  также простых работников Дома культуры, кто так или иначе мог играть на  сцене.

Мустафа Медов  — заслуженный артист ЧИАССР, актёр народного театра, певец, автор-исполнитель, музыкант, солист народного инструментального ансамбля при районном Доме культуры города Назрани. Многие не  знают, что именно Мустафа  — автор-исполнитель популярной песни «Друг» («Доттаг1а»), которую он  впервые спел, аккомпанируя на  национальном музыкальном трёхструнном инструменте «дахчан пандар». Зрителю эта песня более известна в  исполнении Руслана Наурбиева, которому и  подарил её  в  своё время Мустафа Медов, благодаря чему мы  стали слушателями не  менее великолепного исполнения этого бесценного произведения. Много совместных выступлений было у  Мустафы Медова с  известной исполнительницей народных песен Раей Евлоевой, которая играла на  народном инструменте «пандар»  — гармошке.

Родился Мустафа в  1944  году. Культпросветучилище закончил в  Грозном в  1965 году и  с  тех пор работал в  Назрановском районном Доме культуры.

Это был талантливый человек, коммуникабельный, открытый, располагающий к  себе не  только зрителей и  друзей, но  и  случайных знакомых. В  общем, душа компании. К  тому  же у  него был яркий сценический образ. Всегда подтянутый и  своеобразно стильный. Еще в  60-х годах он  сам себе скроил и  пошил кожаный галстук со  стразами, который надевал во  время выступлений. Только потом, спустя пару десятков лет, такие галстуки вошли в  моду. А  песни его и  музыка завораживали глубиной мысли и  мастерством исполнения. Он  так  же искусно исполнял мини-спектакли  — «интермедии», как их  называли, которые сразу  же после показа обретали известность и  популярность, передавались из  уст в  уста и  распространялись в  различных агитбригадах и  творческих коллективах, становясь за  короткое время народными хитами.

 Вместе с  Мустафой на  сцене играла и  его жена  — Лида Медова. Они поженились в  1969  году. Аюп Тариев, на  тот момент режиссёр театра, сказал тогда Мустафе: «Теперь у  нас появилась своя актриса на  постоянном уровне. Она уж  точно никуда не  уйдёт». Дело в  том, что в  труппе была большая текучесть кадров, особенно женских, так как актёрская профессия не  приветствовалась в  народе. А  тут повезло  — главной актрисой будет супруга актёра. Лида вспоминает, как она ночами учила текст на  ингушском языке, которым на  тот момент не  владела, однако желание быть услышанной, ответственность и  врождённая дисциплинированность выводили актрису с  готовым вызубренным текстом на  сцену перед зрителями. Это очень радовало главного режиссёра и  самих актёров.

Народный театр города Назрани продолжал свою деятельность совместно с  инструментальным оркестром и  танцевальным ансамблем, участвуя во  всех культурно-массовых мероприятиях районного и  республиканского масштабов вплоть до  образования ингушской государственности. Они гастролировали по  сёлам республики и  далеко за  её  пределами, выступая перед передовиками сельского хозяйства и  работниками производства.

 В  90-х годах театру посчастливилось даже выступать в  Ираке, где их  чествовали потомки эмигрировавших в  разное время ингушей и  чеченцев. Но  самой запоминающейся в  те  годы была поездка в  Ахметский район Грузинской ССР, где также проживают потомки ингушей, сохранившие свой родной язык, культуру и  традиции. Каждая семья на  то  время в  Ахметском районе стала гостиницей для актёров. Радость, веселье, смех не  утихали неделю. Мустафа  же Медов был здесь необыкновенно ярким и  открытым, а  его «дахчан пандар» не  утихал ни  на  минуту.

Домой актёры привезли с  собой незабываемые впечатления, награды и  подарки от  новых друзей.

Лилия Харсиева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь