Шагать по сотканным из солнечного света горным тропам, вслушиваться в рокот реки, бьющейся в каменной теснине глубокого ущелья, протянуть руки к алмазному облаку из мельчайших капель воды, повисшему у водопада, пить целебную воду из родника, укрыться от жаркого дня в пещере, дышащей ледниковой свежестью, прикасаться к древним камням вековых башен, сохранившим тепло рук твоих далеких предков, — что может быть прекраснее этой возможности вновь оказаться там, где древнюю историю Ингушетии столь ярко запечатлела бессмертная летопись столетий? И как замечательно, когда тебе есть с кем разделить твой восторг, когда ты чувствуешь, что мысли твоих друзей, идущих рядом, созвучны твоим мыслям и прочная братская связь отныне навсегда соединила ваши сердца…
ИДЕЯ отправиться в очередное путешествие по горной Ингушетии вместе с друзьями из Карачая — легендарного края чарующей природы и красивых под стать ей людей, принадлежала Борису Харсиеву, кандидату философских наук, заведующему отделом этнологии ИнгНИИ гуманитарных наук им. Чаха Ахриева. Поделившись с нами своими планами, он не стал откладывать дело в долгий ящик, и в один из прекрасных августовских дней собрал нас вместе. Из Карачаево-Черкесии приехали Ахмат Чотчаев – депутат Думы Карачаевского городского муниципального образования, Марина Чотчаева – доктор филологических наук, профессор Ставропольского государственного пединститута, и Найла Оразова – кандидат химических наук, доцент Карачаево-Черкесского госуниверситета.
Наше увлекательное путешествие по местам, где прошлое ингушского народа предстает во всём своём блистательном величии, продолжалось несколько дней. Эти дни были наполнены яркими, незабываемыми впечатлениями и интересным общением, во время которого я еще лучше узнал своих карачаевских друзей. Когда-то знакомство с ними открыло для меня потрясающую духовность Къарачая, глубинную чистоту и уникальный национальный код этого края. С той поры не было у меня сомнений и в том, что они сумеют почувствовать мою любимую Ингушетию так же, как ее чувствую я.
— Я живу в прекрасном уголке нашей страны — в горах Карачаево-Черкесии — и всегда была убеждена, что ничего лучше наших гор нигде не встречу, — говорит Найла Оразова. — Однако, как сказал Высоцкий: «…Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Джейрахский район Ингушетии стал тому подтверждением.
Первые же минуты пребывания на этой удивительной земле покорили меня не только необычайной красотой открывшихся пейзажей, но и гостеприимством людей, совершенно мне не знакомых. Не могу не упомянуть первых людей, с которыми я встретилась на границе Ингушетии с Северной Осетией. Ими оказались работники расположенного там маленького кафе, угостившие меня чаем с натуральным медом и предложившие отдохнуть у них. К сожалению, я не спросила, как их зовут, но с той самой минуты всё время моего пребывания на этой особенной земле меня окружала атмосфера доброжелательности и искреннего кавказского гостеприимства.
Я была приятно удивлена красотой горной Ингушетии, живописной природой, вкусом свежего воздуха. Посчастливилось мне соприкоснуться и с древней историей Ингушетии. А познакомил нас с историей, культурой и бытом ингушского народа кандидат философских наук, заведующий отделом этнологии Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Чаха Ахриева Харсиев Борис Магомет-Гиреевич — человек с большой буквы. Он подготовил насыщенную программу, включающую в себя экскурсии по историческим местам, посещение дома-музея Гапура Ахриева, и, конечно же, посещение уникальных каменных башенных комплексов — памятников средневековой ингушской архитектуры, представляющих собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные в Джейрахском районе. Они поражают взор не только своей монументальностью, но и строгим изяществом архитектурного и строительного мастерства древнего населения республики. Невольно вспоминаешь строки из «Демона» М.Ю. Лермонтова:
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы —
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
Несмотря на очевидную уникальность этих мест и памятников архитектуры, информации о них в сети не так много. Возможно, поэтому для меня было удивительно встретить в горах Ингушетии возле Фуртоугского водопада мемориальную плиту великого учёного химика Дмитрия Ивановича Менделеева, установленную здесь в честь его пребывания в этих местах в ХIХ столетии. Мне, как химику, невольно захотелось больше узнать об этом, выяснить, какое впечатление сложилось у великого ученого об этом удивительном крае, к каким открытиям подвигло его посещение этого горного района.
Оказавшись в том или ином месте неподготовленным, бывает, восторгаешься, впитываешь новые ощущения, фотографируешь и только потом, вернувшись домой, начинаешь по крупицам восстанавливать информацию об увиденном, анализировать. Возможно, найдутся ответы и на поставленные вопросы из истории науки, ведь Менделеев в то время работал над несколькими проектами по промышленному производству и экономике, также на эти годы приходятся его исследования в области метеорологии, воздухоплавания, сопротивления жидкостей… Сколько еще неизведанного таит в себе эта сказочно удивительная земля?
Яркие образы в рассказах Харсиева помогли нам проникнуться любовью к этим историческим местам. Каждое повествование Бориса о родном крае было насыщено историческими фактами, цитатами классиков, преданиями и легендами. Слушая его, понимаешь, сколько в этом скромном человеке неисчерпаемых знаний и любви к Ингушетии, какое у него чистое и благородное сердце, сколько в нем сокрыто энергии. Хочу выразить огромную благодарность Борису за незабываемые яркие впечатления, за познавательные беседы и пожелать здоровья и дальнейших творческих успехов.
Отныне я буду всем советовать побывать в Джейрахском районе Ингушетии. Эта маленькая и самая молодая республика нашей страны богата удивительными местами и великодушными людьми. Они оставили в моем сердце самые теплые впечатления и яркие эмоции…
ЗА КАЖДОЙ встречей лежит расставание. Незаметно подошло к концу и время нашего путешествия. С большим сожалением провожая наших карачаевских друзей, мы успокаивали себя надеждой на новые встречи, которые, конечно же, обязательно состоятся в будущем.
Несколько дней назад я получил письмо от Марины и Ахмата Чотчаевых. «Порой бывает так, — пишут они, — что в череде привычных будней, обыденных дел, людей и разговоров вдруг случается Чудо… Именно это произошло с нами, когда по приглашению Бориса Харсиева мы посетили горную Ингушетию. Уроженцев Карачаево-Черкесии сложно удивить горами, но то, чем одарила нас древняя и мудрая земля — ГIалгIайче, — навсегда останется в нашей памяти.
Причудливое сочетание великолепных горных ландшафтов, разноцветье альпийских лугов, свежесть сосновых рощ, искристая чистота многочисленных рек, речушек, родничков и водопадов подарили нам первозданную радость слияния с природой, практически полного растворения в ней, отдыха от забот, невзгод, тревог и огорчений…
Наш поход занял несколько дней, в течение которых мы знакомились с Джейрахско-Ассинским государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником, который функционирует с 1988 года. Мы увидели Таргимскую котловину, ущелья рек Армхи и Асса. На этой территории находится множество памятников истории и культуры, осознать и воспринять которые современному человеку просто нереально сложно. Ум отказывается воспринимать, с помощью каких технологий и инженерных конструкций были возведены замок Вовнушки, архитектурные сооружения Хамхи, Таргим, Эгикал, храм Тхаба-Ерды. Башенные комплексы абсолютно уникальны по своей архитектуре, они стоят несколько веков, устремившись ввысь и закрепив в веках невероятное мастерство древних ингушских мастеров, их строгие нравы, мудрые обычаи, высоту духа и мужество нрава. Благодаря познавательным и очень содержательным лекциям Бориса Хрсиева, мы узнали много нового о том, как жили люди в древности на этой прекрасной земле, как и для чего возводили они свои невероятные башни, сопоставимые по древности и уникальности с самыми знаменитыми культурными памятниками планеты. Поражает и то, как точно вписаны башенные комплексы в окружающий горный ландшафт, подчеркивая его первозданную красоту.
Когда задумываешься, сколько веков простояли эти башни, гордо устремившись в небеса, пережив войны, разруху, землетрясения, хочется преклонить голову перед памятью древних мастеров, воплотивших в камне вольнолюбивый дух своего народа.
При том, что внимание к архитектурным памятникам Ингушетии было обращено ещё в ХVIII-XIX веках, а в 20-40 годы ХХ века к их изучению приступили исследователи Л.П. Семенов, Н.Ф. Яковлев, Е.Крупнов, М.М. Базоркин, художники И.П. Щеблыкин, Х. Ахриев и др., мы встретили на удивление мало туристов в этих прекрасных краях. Этот факт одновременно и радует, и печалит: конечно же, приток туристических денег не был бы лишним для горного района республики, но, вне всякого сомнения, нанес бы вред экологии этого неповторимого уголка Кавказа. Очень хотелось бы, чтобы сегодня была принята программа по сохранению и грамотной реставрации уникального архитектурного наследия ингушского народа. Некоторые отреставрированные башни, которые мы увидели, потеряли свою уникальность, они больше не вызывают трепета души. А ведь эти башни — достояние не только Ингушетии, но и всей России.
Сложно выразить словами свои впечатления об увиденном, но, не сговариваясь, мы пришли к одному выводу: народ, который смог построить подобные сооружения, обладал не только уникальными познаниями в различных науках, но и невероятной силой духа.
Еще одно чудо, с которым мы встретились в Ингушетии, — это ее люди, органично живущие в таком непопулярном нынче пространстве, которое называется патриотизмом. Скромно и с достоинством делающие свое дело, открытые, доброжелательные, гостеприимные, всегда готовые прийти на помощь. Особенно приятно отметить, что наши общие уникальные кавказские традиции живы здесь: все дети, встреченные нами в пути, немедленно вставали и уважительно приветствовали нас.
Мы долго не забудем горящие глаза Аслана Ахриева — молодого и энергичного директора дома-музея Гапура Ахриева, который своей харизматичностью, гордостью за свой род, любовью к своему делу произвел на нас неизгладимое впечатление. А юные хранители традиций в храме Тхаба-Ерды, с готовностью открывшие его для нас, доброжелательные и улыбчивые… Память о вас мы навсегда сохраним в своих сердцах!
Мы уезжали с чувством невероятной благодарности к нашим друзьям, пригласившим нас в горную Ингушетию, испытывая чувство гордости за наш общий дом — Кавказ, за его уникальные традиции, древнюю культуру, прекрасных людей.
Мы уезжали с надеждой вернуться и посетить величественную гору Маьт-лоам, наблюдавшую за нашим походом и не захотевшую принять нас в этот раз. Эта гора кажется недоступной. Но извилистая тропинка, белоснежной змейкой вьющаяся по горному склону, так и манила нас надеждой взобраться на ее вершину, посетить древнейшее ингушское святилище, расположенное на ее склоне и в очередной раз удивиться красоте этой славной земли и величию духа ее жителей. Живи и процветай, братская Ингушетия!»
Много общего у карачаевского и ингушского народов. Давними братскими узами связала нас общая история. У нас одни помыслы и светлые устремления, одна судьба и одна общая Родина, дарованная нам нашими предками.
Ахмет ГАЗДИЕВ
На снимке: Ахмат Чотчаев, Марина Чотчаева, Найла Оразова и Борис Харсиев