Портал Мусульман Кавказа

Современная наука об исламе

0% нравится
17 января 2019, 02:36

Современная наука об исламе

Тема ислама во все времена являлась предметом пристального внимания науки. Актуальность вопроса неоспорима, особенно с точки зрения расширения информационного и интеллектуального развития личности. 

В дискурсе исследований серьёзное место занимают труды современных учёных. К примеру, вышедшая из печати в Нальчике в 2018 году монография доктора физико-математических наук, профессора кафедры математического анализа и методики преподавания математики Адыгейского государственного университета Магомета Шумафова «Взгляд на ислам через призму наук». 
К достоинствам этого труда можно отнести обилие фактов из истории наук, в частности, из исследований учёных некогда главенствовавшего над исламским миром Арабского халифата с их вкладом в мировое исламоведение. А также данные «объективных учёных мира по сравнительному анализу между текстом Священного Корана и положениями современной науки» вкупе с темой «О влиянии Корана на русскую поэзию». 
Чтобы получить представление о содержании монографии, достаточно ознако содержание книги, что позволит умножить интерес к труду М. Шумафова. В двух главах «Вклад мусульманских учёных в мировую науку» и «Коран и современная наука» можно познакомиться с такими темами, как европоцентризм или нет; влияние исламской цивилизации на мировую науку; исторические свидетельства; старейшие университеты в мире; исламские университеты; учёные мусульманского халифата – пионеры наук (в области математики, криптографии, физики, астрономии, химии, медицины, географии); некоторые факты мусульманского присутствия в доколумбовой Америке; религия и наука дополняют друг друга; гармония между Кораном и наукой; возникновение Вселенной; периоды сотворения Вселенной; космическая материя, существующая между звёздами; различия в природе Солнца, Луны и звёзд; Коран о горах; Коран о воде как источнике жизни, и так далее. 
Грамотному читателю известен факт о проникновении в русскую поэзию коранической темы. В приложении к своему труду М. Шумафов расширяет наши представления на эту тему в главе «Влияние Корана на русскую литературу», предваряя её эпиграфом из Фёдора Тютчева: «Аллах! Пролей на нас Твой свет! Краса и сила правоверных!». Автор знакомит читателя с фактами обращения А. Пушкина к исламской теме в цикле «Подражание Корану», где он «воспевает могущество Творца, милость и любовь Его к пророку Мухаммаду», что является, по сути, переложением суры 91 «Солнце» или суры 107 «Подаяние». Второе стихотворение цикла, пишет М. Шумафов, посвящено праведным жёнам Посланника Аллаха. В основу стихотворения положены суры 80 «Нахмурился», 22 «Хадж» и 56 «Падающее». Здесь говорится о человеческой гордыне и воздаянии. Та же идея – в стихотворении «Пророк», а также в «Татарской песне» из поэмы «Бахчисарайский фонтан». Или в произведениях Ф. Тютчева («Олегов щит»), из «Аль-Корана», «Иран» Л. Якубовича, «Песнь дервиша» А. Муравьёва, «Мухаммед» А. Вельтмана, «Персидский вечер» П. Ободовского. 
Тема ислама широко звучит и в произведениях Михаила Лермонтова в поэме «Беглец», в стихотворениях «Три пальмы», «Дары Терека», «Спеша на север издалёка…», где лирический герой сливается с образом кавказского скитальца на перепутье, молящегося Аллаху. 
Автор отправляет читателя и к поэме «Серебряная ночь Пророка», принадлежащей перу русского писателя и философа Даниила Андреева, где повествуется о ночном путешествии пророка Мухаммада на крылатом коне Аль-Бураке («Молниеносном») из Мекки в Иерусалим к мечети Аль-Акса, а затем о его чудесном вознесении на небеса. 
По мнению автора книги, с чем нельзя не согласиться, «поэты понимали, что русский читатель нуждается в познании мусульманского Востока, источников и корней исламской цивилизации – важнейшей составляющей мировой цивилизации». 
Монография М. Шумафова значительно расширяет представления широкой читательской аудитории об исламе – важнейшей части мировой цивилизации, ибо личность не может называться просвещённой, не обладая полнотой познаний о человеческом обществе, культуре как таковой. Той, что вознесла человека на вершину духовного совершенства.

Светлана МОТТАЕВА      

Просмотров: 250

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх