Через религию — как инструмент мягкой силы — многие пытаются расширить свое политическое влияние, говорит министр по делам религий.
Министр по делам религий и гражданского общества Казахстана Нурлан Ермекбаев назвал недавно принятую Концепцию государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы «открытым и честным месседжем о позиции государства в отношении роли и места религии в жизни общества.
«Светское устройство современного Казахстана означает, что государство не выделяет ни одну из религий и ни одну из конфессий в качестве официальной, не отдает кому-либо предпочтения на основании религиозной принадлежности», — уточнил Ермекбаев.
Министр напомнил, что в последние годы бывало, что «религиозные нормы, догмы и постулаты некоторыми силами стали активно внедряться в те сферы, которыми они не должны управлять».
По утверждению Ермекбаева светскость – это не значит атеизм, как некоторые ошибочно заявляют. На самом деле светскость – это не отрицание бога, не отрицание веры, не навязывание исключительно атеистических убеждений. В отличие от атеизма, который был при Советском Союзе (хотя и тогда действовали церкви и мечети), светское устройство современного Казахстана означает, что государство не выделяет ни одну из религий и ни одну из конфессий в качестве официальной, не отдает кому-либо предпочтения на основании религиозной принадлежности. Государство не допускает политизации религии, но одновременно не ставит препятствий развитию религиозных объединений и конфессий, не мешает верующим удовлетворять религиозные потребности, органы власти не вмешиваются во внутренние, канонические вопросы конфессий и религиозных объединений.
«Политизация ислама привела к появлению политических партий и групп на религиозной основе. Учитывая, что внутри ислама нет единства и есть противоборствующие между собой течения, эти партии и группы начинают конкурировать и бороться между собой. В конечном итоге всё это приводит к гражданской войне, дестабилизации и человеческим жертвам… Мы не должны допускать необоснованного расширения сферы применения религиозных норм и догм. Тем более, у каждого религиозного объединения они разные», — уточнил министр позицию властей страны.
С другой стороны к Казахстану также проявляют интерес страны исламского мира, например, та же Саудовская Аравия, и не только. Стоит напомнить, что по приглашению президента США Дональда Трампа президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в числе 50 глав мусульманских государств посетил эту страну нынешней весной.
Казахстан старается максимально использовать свое выгодное географическое и политическое положение и для этого он должен позиционировать себя как светское правовое государство, свободное от влияния какой бы то ни было идеологии, в том числе и религиозной.
Министр напоминает, что казахстанское общество неоднородно в религиозном плане. Есть два крайних полюса: с одной стороны религиозные фанатики, с другой стороны — крайние атеисты. И множество промежуточных вариантов. Естественно, что Концепция не будет воспринята всеми одинаково.
Любое предложение в религиозной сфере — если нравится религиозным людям, то не нравится атеистам, и наоборот
«Поэтому ожидать, что всем все понравится, не стоит. Таких иллюзий мы не питаем. Мы исходим из государственных интересов, стараясь учитывать интересы всех слоев и групп общества. Самое главное — строго следовать государственным интересам. Всем понравиться невозможно», — резюмировал Ермекбаев.