Отношение в Исламе к ссорам

0
426

Ислам – религия мира и добра. Приветствуя «САЛАМ АЛЕЙКУМ» знакомого или случайного прохожего, мусульмане тем самым желают мира и спокойствия окружающим. Однако жизнь такова, что даже глубоко верующие люди порой начинают ссориться, обижаются друг на друга, что приводит к плачевным ситуациям – таким как развод, разрыв родственных связей, а также к появлению психосоматических заболеваний. 

Ссоры в исламском вероучении порицаются ещё и в связи с тем, что они порождают неумеренный гнев в людях. Между рабами Всевышнего зарождается ненависть, в результате чего портятся не только межличностные отношения, но и нарушается стабильность во всей умме. Разлад сказывается на всех, передаваясь по цепочке: сначала враждуют только двое, потом семьями, кланами, районами, городами, странами. 

Всемогущий Создатель предостерёг правоверных от этого и напомнил в Священном Коране: 

«КРЕПКО ДЕРЖИТЕСЬ ЗА РЕЛИГИЮ АЛЛАХА ВСЕ ВМЕСТЕ И НЕ РАЗДЕЛЯЙТЕСЬ. ПОМНИТЕ О МИЛОСТИ, КОТОРУЮ АЛЛАХ ОКАЗАЛ ВАМ, КОГДА ВЫ БЫЛИ ВРАГАМИ, А ОН СПЛОТИЛ ВАШИ СЕРДЦА, И ПО ЕГО МИЛОСТИ ВЫ СТАЛИ БРАТЬЯМИ. ВЫ БЫЛИ НА КРАЮ ОГНЕННОЙ ПРОПАСТИ, И ОН СПАС ВАС ОТ НЕЁ. ТАК АЛЛАХ РАЗЪЯСНЯЕТ ВАМ СВОИ ЗНАМЕНИЯ, – БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ ПОСЛЕДУЕТЕ ПРЯМЫМ ПУТЕМ» (3:103) 

В одном из своих высказываний Пророк Мухаммад (с.а.с) завещал:

«Не порывайте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Не дозво­ляется мусульманину быть в ссоре со своим братом более трёх дней» (хадис передали аль-Бухари и Муслим) т. е. мусульманам надлежит стремиться быть в таких хороших и близких отношениях, словно братья. 

В пылу гнева и обиды человек, отдаваясь сиюминутным эмоциональным вспышкам, может начать проклинать другого. Между тем в исламе проклятие расценивается как отдаление от милости Всевышнего. Проклинающий рассчитывает, что Создатель лишит обидчика своей милости. Однако также достоверно известно, что если проклятие не обосновано, то оно возвращается к тому, кто его пожелал. Таким образом, человек рискует накликать беду и недовольство Аллаха сам на себя. 

Примером хорошего нрава в отношениях с окружающими, служит для мусульман Посланник Аллаха (с.а.с.). Согласно хадисам, он не ругал и не поносил других, тем более не проклинал. В Коране сказано: 

«ПО МИЛОСТИ АЛЛАХА ТЫ (МУХАММАД) БЫЛ МЯГОК ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ. А ВЕДЬ ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ ГРУБЫМ И ЖЕСТОКОСЕРДНЫМ, ТО ОНИ НЕПРЕМЕННО ПОКИНУЛИ БЫ ТЕБЯ. ПРОСТИ ЖЕ ИХ, ПОПРОСИ ДЛЯ НИХ ПРОЩЕНИЯ (у АЛЛАХА) И СОВЕТУЙСЯ С НИМИ О ДЕЛАХ. КОГДА ЖЕ ТЫ ПРИМЕШЬ РЕШЕНИЕ, ТО УПОВАЙ НА АЛЛАХА, ВЕДЬ АЛЛАХ ЛЮБИТ УПОВАЮЩИХ НА НЕГО» (3:159)

Посланник Всевышнего (с.а.с.) наставлял, что степень поддержания мирных отношений находится «выше, чем пост, обязательная молитва (намаз) и милостыня», так как испорченные отношения и вражда между людьми «подобны лезвию, сбривающему религию» (этот хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи). Т.е. плохие отношения между мусульманами практически приравниваются к греховным. А в другом хадисе сказано, что «в споре – погибель». Учитывая все вытекающие последствия, которые повлекут ухудшение ситуации, человек может навредить себе, близким и религии.

В споре человек начинает сквернословить, обливать других грязью. О таких людях Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, непристойность и непристойные высказывания не имеют никакого отношения к Исламу; и поистине, лучшие из людей – те, кто соблюдает ислам, они лучшие в своих нравах» (хадис передал Табарани). 

Таким образом, отдаляясь от запретного, верующие могут заслужить награду и довольство своего Создателя. Человеку, оставляющему спор, даже будучи не правым, Аллах обещал простроить дворец в предместьях Рая. А если он был прав и отказался от спора, то дворец будет построен на самой высокой части Рая (хадис передали ат-Тирмизи и Абу Дауд). 

За проявление терпения мусульманина также ожидает награда. Обращаясь к жизни нашего Пророка (с.а.с.), мы можем увидеть множества примеров того, как он реагировал на провокации, избегал споров и ссор, умел молча сносить язвительные высказывания и ругань, регулировать споры других людей. Изучение его жизни (сиры) и жизнеописаний сподвижников (р.а.) может стать направлением и вдохновением в нашей повседневности учиться хорошим нравам и заслужить высшей обители Рая, инша Аллах!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь