Портал Мусульман Кавказа

Из истории мусульманской общины США

0% нравится
06 октября 2015, 09:28

Из истории мусульманской общины США

В настоящее время мусульманская община США находится на таком этапе, когда уже можно подводить определенные исторические итоги и определять перспективы дальнейшего развития.
В США сложились свои школы по изучению исламской мысли, центры по изучению ислама, появились свои ученые – знатоки ислама.
По различным оценкам в настоящее время в Северной Америке проживает до 20 миллионов мусульман или наследников переселенцев, исповедовавших ислам. Мусульманские общины в большинстве крупных городов США пользуются уважением общества и оказывают растущее воздействие на формирование политической повестки дня в США.
Не все потомки тех, кто исповедовал ислам при переселении в Америку, хорошо знакомы с мусульманской доктриной. Но это невозможно без родителей, которые и сами не очень хорошо разбираются в основах ислама. Поэтому в настоящее время перед мусульманскими общинами США стоит задача распространения исламского просвещения среди потомков мусульманских переселенцев.
Каждый американский мусульманин может с гордостью рассказать о том, что открывший Америку Колумб имел в своем распоряжении карты, подготовленные португальскими мусульманами. Считается, что в труде Аль-Идриса «Море слез» описывается возможный морской путь к американским берегам. В этой книге рассказывается о 80 мусульманах, живших в Лиссабоне во время правления эмира Юсуфа ибн-Ташуфина, которые описали путешествие к четырнадцати островам, в которых легко узнаются   Канарские и Азорские острова. Существует также традиция, обозначенная в «Ежегоднике» Аль-Масуди, согласно которой мусульманские мореплаватели достигали и Карибских островов.
Есть также упоминания о мусульманском моряке из Марокко по имени Истафан, который вывел испанцев к американским берегам в 1539 году.
Известно, что среди вывозившихся из Африки рабов было немало мусульман и людей, владевших арабским языком. Есть упоминания о многочисленных школах арабского языка, существовавших в 18-м веке на островах Карибского бассейна.
В конце девятнадцатого – начале двадцатого века наиболее известным американским мусульманином был Мухаммад Александр Рассел Вебб. До обращения в ислам он был редактором газеты, а затем с 1887 года американским консулом на Филиппинах. Там он познакомился с индийскими мусульманами и в 1888 году объявил о переходе в ислам. В 1892 году он ушел в отставку со своего консульского поста и на некоторое время приехал в Индию, где читал лекции по исламской философии в Дели, Бомбее, Калькутте и Хайдарабаде. Вернувшись в США, он основал Восточную издательскую компанию, которая выпустила около десятка книг по исламу, в том числе книгу «Ислам в Америке» (Islam in America, Webb, Muhammad A.R., New York, 1892). Непродолжительное время он издавал также журнал «Мусульманский мир». Мухаммад Вебб основал мечеть на Бродвее, которая успешно просуществовала до его смерти в 1915 году. Считается, что Мухаммад Вебб явился основателем изучения исламской философии в Соединенных Штатах.
К середине двадцатого века в США уже активно действовали группы, представлявшие самые различные направления в исламе – ортодоксальные суфии, ахмадия, бахайя, а также так называемые Черные мусульмане.
Одной из успешных мечетей в США является мечеть в городе Росс в штате Северная Дакота. Эта мечеть была построена в 1930 году и изначально объединяла более ста верующих.
В 1915 году албанцы построили мечеть в штате Мэйн на Северо-Востоке США. Примерно в то же самое время польскоговорящие татары построили свою мечеть в Бруклине в Нью-Йорке.  В 20-е годы в Детройте было основано американское общество Красного полумесяца и тогда же там была построена мечеть, которая успешно действует и по сегодня.
Проблемой американских мечетей является не недостаток верующих, а недостаток финансирования. Так мечеть в Детройте долгое время финансировали несколько братьев, добившихся успеха в бизнесе.
Одной из наиболее успешных и ныне действующих мечетей является мечеть ливанских мусульман, которая была построена в 1935 году в городе Седар Рэпидс в штате Айова.
Суфийские течения в США основали Шейх Давуд и Суфи Абдул Хамид. Шейх Давуд в 1934 году основал в Бруклине в Нью-Йорке Общество Исламской Миссии. До его смерти в 1981 году более 75 тысяч человек стали прилежными мусульманами под его учительством.  Его противоречивое видение исламского учения было воспринято американскими мусульманскими учеными Элайджа Мухаммадом и Имамом Исой.  Книги Шейха Давуда «Ислам – религия гуманизма» (1950) и «Ислам истинная религия гуманизма (1965) отражают во всей полноте все особенности его видения ислама. 
Большое воздействие на развитие мусульманской мысли в США сыграло движение Нация Ислама, зародившееся еще в конце тридцатых годов. Его наиболее яркими представителями были Силас Мухаммад, Фаррахан, Джон Мухаммад, и уже упоминавшийся Имам Иса.
Фаррахан, пожалуй, самый известный из лидеров организации Нация Ислама. Он стал уделять большое внимание борьбе с наркоманией, особенно после того, как узнал, что его собственный  сын употреблял наркотики. Ему подчиняются более ста мечетей по всей стране и более 50 тысяч последователей. Он имеет наиболее сильные позиции в афроамериканской части общества, и его авторитет особенно возрос после известного Марша миллиона человек на Вашингтон. 
К сожалению, крыло насильственных действий затронуло и американских мусульман. Однако большинство мусульман современной Америки утверждены в своей вере в миролюбие Ислама. Религия мира, каковой является Ислам, отвергает все проявления насилия. Ведь в Священном Коране (2:143) говорится:
-  Мы сделали вас, мусульмане, общиной посредников, наделённой рассудительностью и мудростью, чтобы вы были свидетелями людских деяний и чтобы посланник был свидетелем ваших дел и повёл вас по праведному пути, и чтобы вы руководствовались его Сунной и после его смерти. Сначала Мы сделали Киблу в Иерусалиме, которой ты, Мухаммад, держался. Это было сделано для того, чтобы узнать тех, кто послушен Аллаху и последует за пророком Мухаммадом, и тех, кто, из-за чрезмерной, фанатичной любви к своему арабскому роду и наследию Ибрахима, не покорен Аллаху и не захочет идти по праведному пути, указанному в Коране. Обратиться в сторону Иерусалима было трудно, но не для тех, кого Аллах повёл прямой дорогой. У того, кто обратился к Иерусалиму своевременно, когда ему было приказано, никогда не пропадёт вера. Ведь Аллах не таков, чтобы губить вашу веру. Аллах с людьми кроток и милосерден!
Сегодня американские мусульмане противостоят многим вызовам, основной из которых – естественная ассимиляция в социальной среде современной Америки. Они стремятся быть достойными членами общества, в котором живут. Мусульманские организации, такие как Совет по Американо-исламским отношениям и другие, ведут большую просветительскую работу среди молодых американских мусульман, ведь сохранение мусульманской идентичности не препятствует мусульманам быть полноценными членами современного динамично развивающегося общества.
Иса Мусаев
Вашингтон

Просмотров: 209

Понравилась статья? расскажите друзьям:

Комментарии (0)

    Вверх